Warning: mkdir(): Permission denied in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): Permission denied in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/cache_resume/_story_text/dostoevskii/zapiski_iz_podpolya/resume_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 102

Герой , автор записок, - коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет - комнате на краю Петербурга. В он и психологически: почти всегда один, предается безудержному , мотивы и образы которого взяты из . Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную душу. Цель его исповеди - .

Он считает, что умный человек 60-х гг. XIX в. обречен быть . Деятельность - удел глупых, ограниченных людей. Но последнее и есть , а усиленное сознание - . УМ заставляет бунтовать против открытых современной наукой законов природы, которых - только для непосредственного человека. Герой же не согласен примириться с очевидностью и испытывает за несовершенный миропорядок, причиняющий ему страдание. наука, что личность может быть сведена к рассудку, ничтожной доле , и по . - вот . Вопреки выводам социализма о человеческой природе и человеческом благе он отстаивает свое право к .

тоскует по идеалу, способному удовлетворить его внутреннюю . Это не наслаждение, не карьера и даже не социалистов, отнимающий у человека самую главную из - собственное . Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации. Последняя , а только вырабатывает , так что наслаждение отыскивается и в унижении, и в , и в чужой крови: Ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и - хаоса, разрушения, страдания. , в котором нет места последним, несостоятелен как идеал, ибо лишает человека свободы выбора. И потому уж лучше - современный , , .

Но тоска по , бывало, гнала из . Одна из таких попыток подробно описана автором записок.

В двадцать четыре года он еше служил в канцелярии и, будучи , ненавидел и презирал, сослуживцев. Себя считал , как всякого . Общение с людьми заменял усиленным чтением, по ночам же в .

Как-то раз в трактире, наблюдая за игрой на биллиарде, случайно преградил дорогу одному офицеру. Высокий и сильный, тот молча передвинул героя на другое место. хотел было затеять , ссору, но из боязни, что его не примут всерьез. Несколько лет он мечтал о мщении, много раз пытался не свернуть первым при встрече на Невском. Когда же, наконец, они , то офицер не обратил на это внимания, а герой : он .

Потребность человека изредка удовлетворяли единичные знакомые: столоначальник Сеточкин и бывший школьный товарищ Симонов. Во время визита к последнему герой узнает о готовящемся обеде в честь одного из соучеников и с другими. Страх перед возможными обидами и унижениями преследует уже задолго до обеда: ведь не подчиняется законам литературы, а реальные люди едва ли будут исполнять предписанные им в воображении мечтателя роли, например его за умственное превосходство. На обеде он пытается задеть и оскорбить товарищей. Те в ответ перестают его замечать. впадает в другую крайность - публичное самоуничижение. Сотрапезники уезжают в бордель, не пригласив его с собой. Теперь, для , он обязан отомстить за перенесенный позор. С этой целью едет за всеми, но они уже разошлись по комнатам проституток. Ему предлагают Лизу.

После герой заводит с девушкой разговор. Ей 20 лет, она мещанка из Риги и в Петербурге недавно. Угадав в ней чувствительность, он решает отыграться за перенесенное от товарищей: рисует перед Лизой живописные картины то ужасного будущего проститутки, то недоступного ей семейного счастья, войдя . И достигает : отвращение к своей низменной жизни доводит девушку до рыданий и судорог. УХОДЯ, оставляет свой адрес. Однако сквозь в нем пробиваются подлинная жалость к Лизе и стыд за свое .

Через три дня она приходит. герой цинично открывает девушке мотивы своего поведения, однако неожиданно встречает с её стороны любовь и сочувствие. Он тоже растроган: Но вскоре устыдившись , мстительно овладевает Лизой, а для полного - всовывает ей в руку пять рублей, как проститутке. УХОДЯ, она незаметно оставляет деньги.

признается, что писал свои воспоминания со стыдом, И все же он , что другие . Он смог отказаться от пошлых целей окружающего общества, но и - . Глубокие же отношения с людьми, , внушают ему страх.