В конце 50-х - начале 60-х годов XX века в русской литературе появилось направление, которое принято называть «деревенской прозой». Главной задачей, которую ставили перед собой писатели этого направления, стала задача осмысления судьбы крестьянства в современном мире. В те годы жизнь деревни коренным образом изменилась. Глобальные преобразования, совершаемые в масштабах всей страны - гигантские стройки, освоение целинных земель, создание искусственных водохранилищ, - врывались в размеренную, веками устоявшуюся жизнь деревни, изменяя ее почти до неузнаваемости. Писатели в деревенщики»сделали центром своего внимания судьбу деревни-. Крестьянство в их произведениях рассматривалось как хранитель моральных и духовных ценностей, последний оплот этих ценностей в современном мире. Под этим углом зрения создавали свои произведения В. Можаев, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов.

Ведущая тема тетралогии и «Пряслины» Ф.Абрамова - судьба русской деревни, тема малой родины - Русского Севера как источника народнойкультуры и нравственности. В первом романе тетралогии, на котором мы остановимся как на своеобразном фокусе проблематики «деревенской прозы», показана жизнь деревни в разгар Великой Отечественной войны. Книга Ф. Абрамова рассказывает читателю правду о том нелегком времени. Как и все писатели-«деревенщики», Ф. Абрамов в своем романе говорит об особом качестве взаимоотношений между людьми - в деревне люди ближе друг к другу, понятие крестьянского «мира» сохраняет свою актуальность для героев. Не зря роман называется « Братья и сестры». Это название относится не только к главным героям: четырем братьям (Михаилу, Петру, Григорию и Федору) и двум сестрам (Лизе и Тане). Все люди в Пекашине приходятся друг другу ближней и дальней родней, а значит, еще один смысл есть у названия романа « Братья и сестры» - это история села Пекашино.



«Деревенская проза» проявляет особое внимание к повседневному бытовому укладу деревни. И в романе Ф. Абрамова подробно показано течение повседневности, воссоздана летопись бытия деревни. Обычной чередой проходят дни. Жизнь крестьянина построена в соответствии с календарем сельскохозяйственных работ. Но в годы войны, когда мужчины на фронте, эти работы становятся воистину героическими, недаром тыл в те годы называли «вторым фронтом». Читательскому вз.ору открывается зрелище повседневного народного подвига, картина того, какой ценой добывался хлеб для фронта. Зреет очередной урожай - раскрываются и проявляют себя люди. Круговорот сельской страды, происходящей в чрезвычайных условиях, - это и история жизни основных героев произведения.

В «деревенской прозе» крестьянское мировидение определяет подход рассказчика к изображаемым событиям: «Ненамного - всего на воробьиный скок прибавился день после Нового года. И солнце еще не грело - по-медвежьи, на четвереньках ползало по еловым вершинам за рекой». Природа естественно и ненавязчиво входит во внутренний мир героев. Картины природы содержат в себе очень важную составляющую духовной жизни русского народа. При этом пейзаж несет большую не только нравственно-философскую, но и социально-экономическую нагрузку. Каждый герой - Михаил Пряслин, Лиза, Егоров, Петр Житов - видит действительность по-своему, в результате чего роман пестрит людскими индивидуальностями.

В прозе о деревне раскрываются сложные социально-нравственные пробл

Похожие сочинения

  1. Жанр рассказа в творчестве Ф. Абрамова  Новое!
    «Деревянные кони» - поэтическое сказание о женщине-крестьянке, ее трудной и горестной судьбе. Повесть рассказана темпераментно невесткой Милентьевны, Евгенией. В шестнадцать лет красавицу Василису выдали замуж в Пижму, где «урваи», промышляя в лесу зверя...смотреть целиком
  2. Фёдор Александрович Абрамов
    Писатель родился в селе Веркола Архангельской области, в крестьянской семье. С третьего курса филологического факультета Ленинградского университета ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как...смотреть целиком
  3. Поэтика романов Ф. Абрамова  Новое!
    «Я стою за народное начало в литературе, - писал Ф. Абрамов,- но я решительный противник молитвенного отношения ко всему, что бы ни произнес мой современник, именуемый некоторыми литераторами «простой человек из народа». Любить народ - значит видеть...смотреть целиком