Творчество А. Алексина многогранно: он известен не только как автор веселых повестей, но и как создатель произведений психологической прозы. Его повести «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1965), «А тем временем где-то…» (1966), «Мой брат играет на кларнете» (1967), «Поздний ребенок» (1968), «Очень страшная история» (1969), «Про нашу семью» (1970—1972), «Действующие лица и исполнители» (1972), «Позавчера и послезавтра» (1974), «Третий в пятом ряду» (1976) посвящены сложным нравственным проблемам, глубоко психологичны. Они обращены, как правило, к читателям более старшего возраста. Произведения писателя отличаются мягким лиризмом, нередко включают в себя драматическое начало. Юмор по-прежнему присутствует в них, но приобретает новое качество. По словам самого писателя, юмор призван амортизировать драматизм, подчеркивать жизнеутверждающий смысл всего произведения. А. Алексина все более интересуют глубинные процессы становления личности, которые так остро протекают в душе подростка. Он показывает своему читателю, как сложна настоящая, непридуманная жизнь. Пафос этих новых книг — человечность. А. Алексин выступает против эгоизма, душевной черствости и жестокости.
Умные и серьезные произведения писателя учат думать. Они помогают юному читателю сделать правильный нравственный выбор, воспитывают в нем активную, деятельную доброту к людям. Художник яркого дарования является борцом в деле формирования высоких гражданских качеств подрастающего поколения. Нередко художники используют прием сочетания реального и фантастического при изображении событий. Достаточно вспомнить цикл повестей Н. Носова о приключениях Незнайки, книги Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», Ю. Томина «Шел по городу волшебник», А. Кирносова «Страна мудрецов», В. Медведева «Баранкин, будь человеком!». Сюжет этих произведений имеет прочную традицию. Вспомним сказки «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Городок в табакерке» В. Одоевского, «Случай с Евсейкой» М. Горького. В сказочной повести «Баранкин, будь человеком!» Валерий Медведев (род. в 1925 году) доверительно беседует с ребятами о серьезных жизненных проблемах. В ней он рассказывает о приключениях двух мальчишек-шестиклассников — Юры Баранкина и Кости Малинина. В сюжете книги сочетаются реальные картины школьной жизни, черты современного быта с фантастикой. По словам одного из критиков, автор «искусно повернул к читателю обыкновенные, всем знакомые вещи, дела и случаи такой стороной, что все засверкало по-новому, по-сказочному. А в волшебном свете сказки раскрылись вдруг многие немаловажные истины, которые не мешает постичь ребятам с самых малых лет». Юра Баранкин, главный персонаж повести, очень метко иронизирует над недостатками своих товарищей. Сам же он наблюдает за происходящим перед его глазами как лицо постороннее, которое всем интересуется лишь в той мере, в какой можно высмеять события и их участников, чтобы убедить себя в правильности собственных мнений и действий. Осуждая товарищей, Баранкин исходит не из стремления исправить зло, а из убеждения, что плохое в поведении привлекательно, что вести себя «по-человечески» старомодно, что вообще-то скучное это занятие — быть человеком.
Автор повести переносит затем действие в сказочный мир, показывает, к чему приводит героя нежелание «быть человеком». Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращаются сначала в воробьев, затем в бабочек и, наконец, в муравьев. Фантастический сюжет повести дает возможность писателю с юмором, без назидательности показать, что самое лучшее быть на Земле человеком. «Баранкин, будь человеком!» не единственная сказка В. Медведева. В этом же жанре написано первое его произведение для детей «Голоса» (1957), смешная и печальная сказка «Гусенок третьего сорта» (1960). Жанровый диапазон произведений В. Медведева очень разносторонен. Он является автором романтико-героической повести «Точка, точка — тире», многих сценариев и драматургических произведений. Совеем недавно вышел в свет его роман «Свадебный марш». Книга написана в романтическом ключе, адресована юношеству. Произведения писателя рассчитаны на думающего читателя, который ищет ответа на сложные вопросы жизни, они пробуждают в нем высокие нравственные качества.
В повестях и рассказах молодого писателя Юрия Иосифовича Коваля (род. в 1938 году) юмор не просто усиливает достоверность бытовых сцен и характеров. Он философичен и придает повествованию особую человечность и теплоту, оттеняя поэтичность изображения жизни природы и людей («Чистый Дор», 1970, «Листобой», 1972, «Недопесок», 1975). Из полюбившегося детям рассказа «Алый» (1967) они узнают о суровых буднях пограничной службы.
Удивительным даром увлечь читателя не только ярким сюжетом, но и привлекательностью духовного облика героев обладает писательница Н. Кальма. Люди, жившие в давние времена, как бы становятся нашими современниками. Так, повесть «Заколдованная рубашка» (1960) посвящена событиям, которые связаны с движением Гарибальди. Среди бур-бонских солдат ходили легенды о Гарибальди и его «заколдованной красной рубахе». Находились очевидцы, которые рассказывали, как Гарибальди невредимо стоял против жерла пушки, извергающей огонь… Основным героем этой повести является не сам Гарибальди, а русские студенты-гарибальдийцы Лев Мечников и Александр Есипов. Понимание событий освободительного движения в Италии и личности Гарибальди дается писателем через восприятие героев. Они готовят побег из римской тюрьмы друга Гарибальди — журналиста Бруно Пеллуццо, которого папский трибунал приговорил к казни. Побег удался, создав еще одну легенду о героях. Много нового и ценного было создано в послевоенные годы и в поэзии для детей. В первое десятилетие после войны в детскую литературу пришли поэты, которые в скором времени вступили в шеренгу опытных и известных литераторов, — Б. Заходер, С. Баруздин, Ю. Яковлев, В. Берестов, Я. Аким, И. Демьянова и другие. Молодые поэты начали поиски в лирике, в крупных эпических жанрах, в стихотворной сказке.