Книга Бабеля «Конармия» как мозаика гражданской войны.
Книга Исаака Бабеля «Конармия» была опубликована в 1926 году. В тот исторический период это было очень смелым шагом со стороны писателя.
«Конармия» - это не только повествование о польской кампании. Это еще и сборник разнородных новелл, одномоментных зарисовок воинского быта, фронтовых разговоров. Персонажи отдельных новелл повторяются. Единственное, что объединяет новеллы в книге это повествователь Лютов. Именно этот образ несет идейную и нравственную нагрузку в произведении. Он интеллигент, образованный человек, отчасти волею обстоятельств, оказавшийся в рядах буденовцев. Служба в Красной Армии Лютова это способ понять революцию изнутри, а не из книг. Эта позиция дает ему возможность выражать свой непредубежденный взгляд на революцию и гражданскую войну. Отсюда, Лютову дано увидеть многое из того, что стало привычным, обыденным для других участников событий, что притупилось для массового восприятия, но продолжает потрясать сознание интеллигента, воспитанного на принципах гуманности.
Эту книгу можно сравнить с мозаикой или калейдоскопом гражданской войны. Это можно увидеть, рассмотрев систему образов. Например, Хлебников из «Истории одной лошади» очень близок по духу к Лютову. Он также искал истину в происходящем, но не нашел. Другой персонаж – Сашка Христос. Он прозван так за кротость, совестливость, простодушие. Сашка берет для себя за образец жизнь святых. Все люди тянутся к нему. Кроме того, в новелле «Песня» выясняется, что он еще и прекрасный певец.
У Бабеля в «Конармии» все «псы и свиньи человечества» проверяются истинными ценностями духа, человечности, мысли, искусства. И если обнаруживается нечто человеческое, то он этого никогда не скрывает. Иногда, заглянув на дно чьей-то души, писатель не находит там ничего. Это мы видим на примере персонажей Павличенко, Прищепы, Ивана Акинфиева, Тараканыча. Но кто-то из персонажей совмещает в себе и зверские, и человеческие черты: Бида, Трунов, Никита Балмашев. Следует заметить, что и сам Лютов не претендует на звание полностью положительного героя. Это мы можем увидеть в новелле «Смерть Долгушева». В ней рассказывается, что Лютов не находит в себе решимости избавить от мук умирающего.
В том, что мы воспринимаем книгу как единое целое, композиция играет большую роль. Внешне «Конармия» аморфная, фрагментарная, разорванная. Но она дает автору возможность показать разных людей в различных ситуациях, дать разные срезы эпизодов войны. Но расположение новелл – кусочков мозаики далеко не случайно. Тонкие связи повторяющихся деталей, символов, фраз ассоциативно соединяют между собой и близлежащие главы, и главы, стоящие далеко друг от друга. Некоторые из этих связей заметны, а другие скрыты. Например, у «Истории одной лошади» есть «Продолжение истории одной лошади», где представлена развязка конфликта. Также есть новеллы, связи между которыми прослеживаются с трудом. Например, новелла «Соль», написанная «солдатом революции» Никитой Балмашевым в редакцию газеты Конармии. Продолжение темы в новелле «Измена», также написанной рукой Балмашева, но только в форме письма к следователю. За счет такого незаметного сцепления Бабелю удалось показать сложную, трагическую диалектику революции и гражданской войны.
«Конармия» - это не история первой конной армии. Несмотря на то, что Бабель соблюдает хронологию событий, указывает номера и названия реальных воинских частей, называет конкретные исторические лица и многие факты, его новеллы являются частичками большой мозаики, отражающей события революции и гражданской войны.