Книга Бабеля «Конармия» как мозаика гражданской войны.

Книга Исаака Бабеля «Конармия» была опубликована в 1926 году. В тот исторический период это было очень смелым шагом со стороны писателя.

«Конармия» - это не только повествование о польской кампании. Это еще и сборник разнородных новелл, одномоментных зарисовок воинского быта, фронтовых разговоров. Персонажи отдельных новелл повторяются. Единственное, что объединяет новеллы в книге это повествователь Лютов. Именно этот образ несет идейную и нравственную нагрузку в произведении. Он интеллигент, образованный человек, отчасти волею обстоятельств, оказавшийся в рядах буденовцев. Служба в Красной Армии Лютова это способ понять революцию изнутри, а не из книг. Эта позиция дает ему возможность выражать свой непредубежденный взгляд на революцию и гражданскую войну. Отсюда, Лютову дано увидеть многое из того, что стало привычным, обыденным для других участников событий, что притупилось для массового восприятия, но продолжает потрясать сознание интеллигента, воспитанного на принципах гуманности.

Эту книгу можно сравнить с мозаикой или калейдоскопом гражданской войны. Это можно увидеть, рассмотрев систему образов. Например, Хлебников из «Истории одной лошади» очень близок по духу к Лютову. Он также искал истину в происходящем, но не нашел. Другой персонаж – Сашка Христос. Он прозван так за кротость, совестливость, простодушие. Сашка берет для себя за образец жизнь святых. Все люди тянутся к нему. Кроме того, в новелле «Песня» выясняется, что он еще и прекрасный певец.

У Бабеля в «Конармии» все «псы и свиньи человечества» проверяются истинными ценностями духа, человечности, мысли, искусства. И если обнаруживается нечто человеческое, то он этого никогда не скрывает. Иногда, заглянув на дно чьей-то души, писатель не находит там ничего. Это мы видим на примере персонажей Павличенко, Прищепы, Ивана Акинфиева, Тараканыча. Но кто-то из персонажей совмещает в себе и зверские, и человеческие черты: Бида, Трунов, Никита Балмашев. Следует заметить, что и сам Лютов не претендует на звание полностью положительного героя. Это мы можем увидеть в новелле «Смерть Долгушева». В ней рассказывается, что Лютов не находит в себе решимости избавить от мук умирающего.

В том, что мы воспринимаем книгу как единое целое, композиция играет большую роль. Внешне «Конармия» аморфная, фрагментарная, разорванная. Но она дает автору возможность показать разных людей в различных ситуациях, дать разные срезы эпизодов войны. Но расположение новелл – кусочков мозаики далеко не случайно. Тонкие связи повторяющихся деталей, символов, фраз ассоциативно соединяют между собой и близлежащие главы, и главы, стоящие далеко друг от друга. Некоторые из этих связей заметны, а другие скрыты. Например, у «Истории одной лошади» есть «Продолжение истории одной лошади», где представлена развязка конфликта. Также есть новеллы, связи между которыми прослеживаются с трудом. Например, новелла «Соль», написанная «солдатом революции» Никитой Балмашевым в редакцию газеты Конармии. Продолжение темы в новелле «Измена», также написанной рукой Балмашева, но только в форме письма к следователю. За счет такого незаметного сцепления Бабелю удалось показать сложную, трагическую диалектику революции и гражданской войны.

«Конармия» - это не история первой конной армии. Несмотря на то, что Бабель соблюдает хронологию событий, указывает номера и названия реальных воинских частей, называет конкретные исторические лица и многие факты, его новеллы являются частичками большой мозаики, отражающей события революции и гражданской войны.

Похожие сочинения

  1. Сочинение о всех рассказах «Конармии» Бабеля
    «Конармия» И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Рассказы из этой книги начали публиковаться в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый и неожиданный. Судьба распорядилась...смотреть целиком
  2. О романе И. Бабеля "Конармия"
    Широкому кругу читателей Бабель стал известен в 1924 году, когда Маяковский напечатал в “Ледое” несколько новелл молодого автора. Вскоре после этого вышла в свет “Конармия”. Ее перевели на двадцать языков, и Бабель стал известен далеко за пределами страны....смотреть целиком
  3. Трагедия гражданской войны в "Конармии" И.Э. Бабеля (на примере рассказа "Смерть Долгушова")
    Сборник рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны, далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных. Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые — отнюдь не только злодеями. Однако главное для...смотреть целиком
  4. Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром»)
    «И наконец Россия, именно Россия избирает новый, никем, никогда неопробованный путь, и с первых же шагов слышна ее поступь по миру...» А. Толстой. «Хождение по мукам» Что бы ни говорили о революции 1917 года, как бы о ней ни отзывались, какие бы...смотреть целиком
  5. Характеристика образа Балмашива Никиты
    Балмашев Никита — конармеец. В рассказе «Соль» герой-рассказчик, автор письма в редакцию, посвященного теме «несознательности женщин, которые нам вредные». На станции Фастов бойцы из конармейского эшелона отбиваются от многочисленных мешочников, везущих...смотреть целиком
  6. Рождение человека нового типа в огне гражданской войны по произведению Бабеля «Конармия»
    На наших глазах в «Конармии» безответный очкарик превращается в солдата. Но душа его все равно не принимает жестокий мир войны, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. В новелле «Эскадронный Трунов» герой не дает убивать пленных поляков, но не может...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Афоньки Биды
    Афонька Бида — конармеец-взводный, которого Лютов вначале называет своим другом. В рассказе «Путь в Броды» А. рассказывает ему притчу о пчеле, не захотевшей ужалить Христа, после чего заявляет, что пчелы должны претерпеть мучения войны, ибо она ведется...смотреть целиком