\"Деревня\"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
\"Из окна вагона\"
Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентиро- вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство вы- ражено в образах : - \"неизвестности\"
- \"оторопи\" :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом...
\"Отчаянье\"
- смерти :
Над страной своей родной
Встала Смерть.
\"Веселье на Руси\"
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
\"Русь\"
Пространство следующего \"круга\" - \"Деревни\" - имеет более четкие контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами под- черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы- сунутый \"красный язык\" висельника, и стаи то черных, то изум- рудных мух, и кровь,свищущая пеной \"из-под красной рукоятки\" - символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос- транстве смерти : Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
\"Убийство\"
Пространство следующего раздела \"Город\" еще конкретнее : Москва \"пира во время чумы\" . Ритуальная пляска Смерти перене- сена в \"Городе\" с открытых пространств России в замкнутый ми- рок квартир : ...Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья,щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
\"Маскарад\"
В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ни- чего вокруг себя.Среди участников \"пиров\" только один поэт-ар- лекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца : Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали. \"Прохождение\" Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе \"Безумие\" : - венок из \"колючей крапивы\" : Над простором плету, неподвижен, Из колючей крапивы венок ... \"В полях\" - приложенный к \"челу пучок колючего чертополоха\" - бегущая с чела кровавая струя : С чела, с кровавого плеча Кровавая струя струится ... \"Успокоение\" Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - \"Друзьям\", - зато укрепится и усилится в следующем разделе \"Просветы\" : Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти ? \"Жизнь\" \"Пепел\" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -\"Урна\"(1909). Этот сборник посвя- щен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегичес- кий характер, хотя в \"Урне\" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме : Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели... И ежели тебя со мной Любовь не связывает боле, - Уйду,сокрытый мглой ночной, В ночное ,в ледяное поле... Сложу в могиле снеговой Любви неразделенной муки... \"Ссора\" \"Урна\" - последнее ,что создал Андрей Белый в драматичес- кое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. ) В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернув- шись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пи- шет \"Путевые заметки\" - самое светлое произведение из всех им написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию. В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожи- дает его.С Россией Белый переживает ее самое трагическое время: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня ! Россия, Россия, Россия, - Безумствуй,сжигая меня !.. Россия, Россия, Россия, - Мессия грядущего дня ! \"Родине\" Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму \"Первое свидание\" - реквием по сгоревшему в буревой стихи ми- ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре. \"Первое свидание\" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х го- дов. Дальше начинается \"путь нисхождения\". В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуман- ной Белым эпопеи \"Москва\". \"Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому\",- признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской на- туры. Последние годы жизни Белого не составляют исключения,ско- рее даже наоборот : пробуются все новые формы, жанры,стили, писатель сочетает работу над \"Москвой\" с путевыми заметками \"Ветер с Кавказа\" и \"Армения\", с трудами по стиховедению,фило- софскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию. Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что создан- ная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой \"орнаментальной про- зы\". Литература : Андрей Белый.Сочинения. Андрей Белый.Стихотворения и поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе. В. Пискунов .\"Сквозь огонь диссонанса\".