Творчество и жизнь Данте так всесторонне освещены научными работниками, критиками, философами, что добавить что-то новое маловероятно. Ребенок знает, что его гений стал предтечей Ренессанса. Он не перестает быть идеалом и образцом для миллионов людей уже несколько столетий. Его фантазия и воображение создали то, что не смогли изобразить тысячи рукописей, полотен, скульптур, фресок средневековья. Он - самый доскональный архитектор в мировой поэзии. Доменико ди Микелино изобразил его, увенчанного лаврами, в ярко-красной тоге на своей фреске в соборе Санта Мариа Новелла. Он истинный сын Флоренции. Данте …и больше ничего не скажешь. Точнее, больше ничего и не сможешь сказать к большой славе Данте Флорентийского из семьи Алигьери. Перед его «Божественной комедией» я склоняюсь в глубоком поклоне. Те миры, которые созданы - воистину! - мысленным взором этого большого поэта, удивительно точные расчеты и символика чисел (три части по 33 стиха каждая, не учитывая вступительной части «Ад» (Пекло), т.е. выходит сто стихов, квадрат десяти - идеальное число в лирике Данте), архитектоника, гармония пропорций, удивительный язык произведения, множество впечатляющих деталей, ярких, полнокровных, сильных, иногда ужасных, иногда - невыразимо прекрасных; глубина чувств и острота ума - все это лишь небольшая часть того, что несет в себе «Божественная комедия» и чем захватывает в плен сердца людей уже свыше семи столетий.
Лично мне не хватает слов, чтобы выразить свое увлечение, признательность, преклонение перед гением Большого Флорентинца. То вдохновение, источником которого являются «Терцины Данте» (старое наименование большого произведения, которое потом, с легкой руки Боккаччо, начнут называть «Божественной комедией), воплощается в сотнях произведений искусства от Ренесанса до наших дней. Фигура этого большого поэта и мыслителя равна по значению выдающимся философам античности. Богатством стиля, красотой деталей в увиденном героем, мыслями и идеями, контрастностью чувств «Комедия» не уступит «Одиссее» Гомера, а на фоне нищих и немощных потуг и усилий своих предшественников и современников «Божественная комедия» сияет еще более искрящимся блеском.
Реалистические описания, аллегории, объединение всех стилей (тогда это было неслыханным! Да, и до сих пор удается единицам) в одном произведении, выход сквозь автобиографическую призму к Человеку вообще, его растерянности, страданий, поисков в темном лесу, стремление восхождения к вершинам бытия и страх этого. То очищение, которое приобретает герой, пройдя - как свидетель и наблюдатель - все круги ада и гору чистилища; получение сквозь кризис новой силы для дальнейшей борьбы… Поэма Данте, вобрав у себя три мира, из-за которых познается внутренний мир, предоставляет нам возможность видеть и ощущать по-своему каждый образ божественного произведения.
На этом следует остановить поток пустословия и, наконец, насладиться коктейлем из музыки Патрика Кессиди, картины Иеронима Босха «Души чистилища», гравюр Ботичелли, и творению, что принадлежит перу гениального флорентинца с родины Алигьери.