Евгений Александрович Евтушенко — один из самых популярных и хорошо известных современных поэтов — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 году.
Первая книга Евтушенко “Разведчики грядущего” появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира. В творчестве Е. Евтушенко нашла свое отражение поэтическая география его поездок по стране и за рубеж.
Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам замкнутых людей.
Евгений Евтушенко в основе своей поэт лирический, поэт, пишущий от собственного лица.
Начинал он в тот период, когда для многих поэтов существовал как бы один “лирический герой”, однообразно и постоянно ясный. В 1954 году поэт выступил со стихотворением “Пролог”.
Это стихотворение знаменовало собой новый поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер.
Е. Евтушенко — поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель.
Его творчество как поэта, понимающего свое предназначение, неотделимо от чувства любви к Родине:
Если будет Россия,
Значит, буду и я.
И как бы в подтверждение этих строк появилась другая книга “Катер связи”, которая отразила это познание Родины. Евтушенко не довольствуется впечатляющим сюжетом, он насыщает этот сюжет подробностями, которые можно почерпнуть лишь в самой жизни.
Он создал галерею лирических портретов, подтвердив свою известную строку: “Людей неинтересных в мире нет”. Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. Не может не радовать интерес поэта к истории. Его поэма “Казанский университет” связана с прошлым нашего отечества:
Казань, Казань, татарская столица,
предположить ты далее не могла, как накрепко
Россия настоится под крышкою бурлящего котча.
И в пахнущий казарменными щами,
Европою приправленный настой войдут
Державин, Лобачевский, Щапов,
войдут и Каракозов и Толстой.
Большое место в творчестве Евгения Евтушенко занимает любовная лирика. Все его стихи о любви наполнены тревожным биением сердца:
Молю тебя — в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне
, уже во сне и все же не во сне —
весенней ночью думай обо мне и
летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне и
зимней ночью думай обо мне.
В его стихах путь к любимой — это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом. В своих стихах он вступает в духовный контакт с читателем. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, к любимой. К любовной лирике относятся такие стихотворения, как “Любимая, спи!..”, “Нет, мне ни в чем не надо половины!”.
Поэт всегда хочет быть в своих стихах объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.
Он может исследовать судьбу одинокой женщины:
Она сказала: — Он уже уснул,—
Задернув полог над кроваткой сына,
И верхний свет неловко погасила,
И, съежившись, халат упал на стул.
Мы с ней не говорили о любви...
В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие логической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте, научно-техническом прогрессе и т. п.
Россия сокращает свою армию...
Девчата гладят платьица в горошинку.
Ребята едут,
и не бомбы атомные —
взрываются частушки под гармонику.
Своим творчеством, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после Второй мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое придают его стиху неповторимость и оригинальность.
Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимание на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме “Братская ГЭС”, но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.
Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в “Братской ГЭС”, Марк Бернес в стихотворении “Он любил тебя, жизнь”, Чуковский в “Парусе”, Хикмет в “Сердце Хикмета”).
Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко (роман “Ягодные места”, 1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники “Талант есть чудо неслучайное” (1980) и “Точка опоры” (1981).
Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен “Хотят ли русские войны”, “Бежит река”, “В нашем городе дождь”, “А снег идет”, “Вальс о вальсе”, “Пока убийцы ходят по земле”, “Не спеши”, “Товарищ гитара” и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма “Казнь Степана Разина”.
Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.
Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:
Есенин, милый, изменилась Русь.
Но говорить, что к лучшему — не стану,
А говорить, что к худшему — боюсь.
Достигшее зрелости творчество Евгения Евтушенко не утратило обаяния молодости. В этом одна из причин неослабевающего интереса к его отзывчивой музе