Эрнсту Теодору Амадею Гофману принадлежит особое место в истории немецкого романтизма. Писав свои произведения в пасмурные времена немецкой истории, Гофман отрицательно относился к филистерской Германии. Ему была ненавистна придворная атмосфера небольших немецких княжеств, душная атмосфера бюрократизма. В своих лучших произведениях (”Жизненная философия кота Мурра…” и “Крошка Цахес по прозвищу Циннобер”) Гофман показал в сатирическом плане гнетущую обстановку немецкого мещанства.
Родился Гофман 24 января 1776 года в Кенигсберге (ныне Калининград) в семье адвоката. По желанию родителей изучал юриспруденцию. После окончания университета Гофман получил назначение в Варшаву. Выполняя служебные обязанности, увлекается музыкой и театром. В Варшаве молодой автор создает свою первую оперу на романтический сюжет, ставит ее в театре. Судьба бросала его в разные уголки Европы: Познань, Плоцк, Варшаву, Бамберг, Берлин. Свободное от службы время отдает искусству. Работает дирижером и художником в театре. Первые произведения Гофмана посвящены музыкальной тематике. Интерес к музыке не был обычным увлечением писателя или его вторым призванием. Она вошла в него как большая тайна бытия, как своеобразный, по его словам, “санскрит природы”. Гофман-писатель воспринимал мир в музыкальной его сути. Тема музыки и музыкантов постоянно интересовала его. Во всех его произведениях большей или меньшей мерой присутствует музыка. Большой успех первых литературных произведений вдохновил Гофмана, и он начинает плодотворно работать как писатель. Пишет быстро и много. Появляются фантастические сказки и повести: “Золотой горнец”, “Щелкунчик”, “Властелин блох”, роман “Эликсир дьявола”, рассказ “Мастер Мартин”, “Краеугольное окно”, сатирические шедевры “Крошка Цахес” и “Жизненная философия кота Мурра…”.
В произведениях художника нередко происходит раздвоение личности персонажа. Гофман был первым среди писателей XIX столетия, который открыл двойственность человеческой натуры. Черты противоречий человека у него выступают отдельно, не смешиваясь, и материализуются в творческом сознании в образах двойников.
Герои Гофмана делятся на две категории: счастливых обывателей, удовлетворенных собой и своим существованием, которые послушно играют свои бессмысленные роли, и на мечтателей, энтузиастов, людей не от мира сего. Жизнь вселяет в них ужас, и они, не зная, что ему – миру, противопоставить, убегают от него в свой внутренний мир, но и там не находят ни счастья, ни покоя. В новелле “Крошка Цахес…” главный герой, студент Бальтазар, принимает участие в “реальной” борьбе против политического деспота и тирана. Бальтазар по характеру поэт, сочиняет стихи о соловье и розе, вкладывая в поэтические образы свою пылкую страсть к красавице Кандиди. Не имеет значения, талантливы произведения Бальтазара или нет, а важно то, что ему присуще поэтическое мировосприятие, то, что наедине с природой он ощущает состояние блаженного волнения, увлечение, которое сменяется пьянящей меланхолией.
Гофман наделяет своего героя даром прозорливости. Он – поэт, и видит окружающих людей такими, какими они есть на самом деле, никакое колдовство не принудит романтического героя в безобразном мерзавце и карьеристе признать лицо, достойное славы. Бальтазар поэтому и есть романтический герой, который вступает в поединок с вором, оборотнем, который крадет все, что попадает в поле его зрения. Зная, что Бальтазар влюблен в Кандиду, Цахес отбирает у него любимую. Тогда студент разыскивает чародея Альпануса, и тот раскрывает тайну Цахеса. Бальтазар, по законам сказки, женится на прекрасной Кандиде и получает, как дар от Альпануса, дом и средства к существованию.
Гофман высмеивает псевдопрограмму образования, где полезное смешано с бессмысленным, важное — с ерундой. Образованием руководит бывший лакей, который был в состоянии стать министром. Вот какие новации в области образования предлагает эта невежда князю: “Вырубать леса, сделать реку судоплавной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акаций и тополей, научить юношество петь на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу”. Автор включает в этот перечень то, что действительно делалось в Пруссии на границе столетий. Гофман дает замечательную пародию на так называемую философию здравого смысла и трезвых соображений, которая определяла суть общественной жизни тогдашней Германии. Автор с печалью констатирует непреодолимую власть реальности, которая поглощает романтические мечты.
В литературном творчестве полно раскрылся гениальный талант Гофмана, неограниченность его творческой фантазии, стилистическое новаторство и разнообразие. Гофман, благодаря особенностям своего яркого и предметного представления, умел писать о несуществующем так убедительно, что его фантазии казались реальнее действительности. Он был не равнодушным наблюдателем, а остроумным ироническим критиком тех жалких или отталкивающих явлений, с которыми сталкивался каждый день. Как настоящий романтик, Гофман противопоставлял низости мира, бездуховному существованию черни, фигуру талантливого художника, который олицетворял для него идеал чистого, бескорыстного творческого человека. Противостояние поэта, художника и музыканта филистерам – главная тема рассказов, повестей, романов Гофмана. Его проза удивительно поэтическая, образный мир настолько богатый, цветистый, музыкальный, что просто-таки берет читателя в плен, зачаровывает, влияет на все его чувства – зрение, слух, даже прикосновенья. Писатель, художник, музыкант прожил недлинную, преисполненную трагизма жизнь: безрадостное детство, неустроенность с работой, болезни, постоянная борьба за свое достоинство человека и художника.
На надгробии писателя написано: “Здесь похоронен Э. Т. А. Гофман, который родился 24 января 1776 года и умер в Берлине в 1822 году. Он был одинаково замечательным юристом, поэтом, музыкантом, живописцем».