Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее. Одним из таких произведений есть повесть-сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Писатель приглашает читателя в реалистическо-фантастический мир, где работа и награда за нее распределяются вопреки здравому смыслу. В то время, как один работает, деньги и слава достаются другому. Это «перевернутый наизнанку» фантастический мир, где перепутаны все ориентиры и ценности. Но настолько ли нереальный показан Гофманом мир или же это правдивое отражение реальности?

Великий немецкий романтик Э. Гофман раскрывает в своих произведениях иллюзорность и призрачность мира, в котором можно найти спасение от бездуховности, серости и пустоты лишь с помощью силы искусства, романтических представлений и создания великих и светлых иллюзий. В рассказе Гофман показывает жизнь небольшого городка, в котором появляется лукавый карлик Цахес. Когда-то жалкий и несчастный Цахес вызвал жалость феи Розабельверде и она наделила его способностью «казаться», скрывая свою действительную сущность. Этот магический дар волшебницы помогает Цахесу в жизни и делает его всесильным. Лукавый Цахес получает вознаграждение за заслуги других. Все красивые поступки и таланты других достойных людей приписываются ему. Три волшебные золотистые волосинки, которые получил Цахес в награду от феи, притягивают к безобразному Цахесу успех других, предоставляя ему лживый блеск. Тогда как студент Бальтазар, влюбленный в дочурку профессора Моша Терпина Кандиду, декламирует стихи, успех приходит к Цахесу. Даже любовь Кандиды, которую вызвал Бальтазар, переносится на Цахеса. Так жалкий и посредственный Цахес, который не имеет ни одного таланта, становится приближенным чиновником в государстве Пафнутия.

Государство, в котором Цахес становится министром и первым человеком, похоже на королевство кривых зеркал, где все наоборот. В этом двуликом мире, где все такое призрачное и лживое, можно одержать победу лишь с помощью более сильного колдовства. Романтик и мечтатель Бальтазар с помощью более сильного колдуна Проспера Альпануса, разрушает чары феи Розабельверде, и побеждает Цахеса, раскрывая его действительную сущность: Потеряв волшебные волосинки, которые предоставляли Цахесу фальшивый блеск, карлик возникает в своем настоящем, непривлекательном виде, жалком и несчастном. Тем не менее торжество Бальтазара Гофман показывает не как естественное течение событий и торжество справедливости, а как проявление другой силы - волшебного неугасающего огня. Счастье в несовершенном и призрачном мире возможно лишь с помощью действия волшебных сил - вот суть повести-сказки Гофмана.
сказке-новелле «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» изображено лживое величие правящей верхушки. Это кукольное государство, где все похоже на бессмысленный маскарад и где успех часто приходит не к тому, кто на его заслуживает, а совсем наоборот. Так, родившись жалким и несчастным, благодаря волшебным чарам феи Розабельверде, Цахес получает три волшебные волосинки - умение не быть, а казаться - что делает его в глазах окружающих мудрым и прекрасным. Присвоив себе чужие победы, славу, любовь, он становится первым человеком в механическом государстве.

Этому бездуховному и механическому миру противостоит романтический мечтатель Бальтазар, который ищет спасения от пустоты и несовершенства мира в поэзии и природе - идеальном мире, где существует гармония и свобода.

Бальтазар - творец, а не потребитель, поэтому именно ему и открывает большую тайну маг Проспер Альпанус. Только Бальтазар может освободить мир от духовной пустоты, поскольку он наделен внутренней гармонией. Именно он рассказывает миру любовь соловья и розы, так как способен видеть красоту. А спасение именно в ней. Крошка Цахес гибнет, оказавшись в серебряном горшке, ведь внешний блеск и благополучие не спасет, если нет внутренней наполненности. И лишь творческий дух способен бороться с несовершенством призрачного мира. Именно эта мысль и является путеводной нитью человечества в его духовных поисках.