Поэмы «Иллиада» и «Одиссея», что были созданы около двух с половиной тысяч лет тому назад, состояли из песен, каждую из которых можно было читать отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизнь его героев. Можно себе вообразить, что певца-рассказчика (который у древних греков назывался аэдом, а позднее рапсодом) на банкетах просили запеть некоторые отрывки из длинных, насыщенных разнообразными событиями поэм. И если желали послушать о героических подвигах под стенами давней Трои, певец под звуки кифары пел о Троянской войне, которая разгорелась между ахейцами (греками) и защитниками родного города, мужественными троянскими воинами.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы на основе героических песен-рассказов, которые исполняли певцы-аэды, странствуя по землеям древней Эллады. Сами греки всю честь создания этих знаменитейших поэм предоставляли слепому аэду Гомеру, уроженцу острова Хиос. За право называться родиной великого поэта уже в древние времена спорили семь городов греческого мира. Можно предположить, что слепой старец-аэд Демодок, что изображен в восьмой песне «Одиссеи», который пел перед гостями царя Алкиноя на острове феаков, послужил прообразом для представления о самом Гомере еще в древние времена. Ученые и до сих пор спорят, был или не был на самом деле Гомер, тем не менее, весь мир связывает эти величественные поэмы с образом старика слепца певца Гомера, который донес до нас события своего героического и бушующего времени.
В «Иллиаде» и «Одиссеи», без сомнения, изображены события реальной жизни и быта древнегреческих племен. Конечно, преобладает описание быта военного времени, причем поэма насыщена реалистическим описанием сцен смерти воинов, жестоких стычек и ужасных ранений. Но битва изображается Гомером чаще не как массовое столкновенье, а как величественный поединок между отдельными героями, которые отличаются силой, смелостью и военным мастерством.
Но подвиги героев, которые так красочно прославляет Гомер, не заслоняют от взгляда поэта все ужасы войны. Он яркими и обличительно-реалистическими красками воссоздает сцены насилия и беспощадной жестокости победителей. Когда царь Приам умоляет своего сына Гектора спрятаться за стенами Трои от злости Ахилла, поэт устами старика царя изображает невменяемую картину увлечения города врагом. Нет, Гомер не сочувствует жестокости войны. Он противопоставляет им такие полные глубоких человеческих чувств эпизоды, как прощание троянского вождя, Гектора со своей женой Андромахою перед решающей битвой за родной город, плач царицы Гекубы или мольба царя Приама в палатке Ахилла. Здесь и своего любимого героя, неукротимого в гневе Ахилла, неистового в жажде мести, поэт заставляет смягчиться и пролить слезы вместе с Приамом. Настолько же серьезным противовесом яркому изображению злых стычек между враждующими сторонами представляет собой описание сцен мирной жизни, которые были изображены Гефестом на щите Ахилла.
С большой теплотой говорит поэт о нивах с отягощенными зерном колосьями, о многочисленных стадах, которые пасутся в долинах, о пышных виноградниках и, главное, о трудолюбивых людях, которые создали все это благосостояние и наслаждаются плодами своей работы и покоем мирной жизни.
Поэмы Гомера не читаются второпях. Гомеровскую поэзию надо понимать, а к гомеровскому языку сначала привыкнуть. И уже тогда начинаешь получать удовольствие от чтения наследства великого поэта и певца рассказов прошлого, и становится понятно, что гомеровские поэмы представляют собой одно из величайших явлений мировой культуры.