Гомер наполнил свою поэму многими именами и историческими событиями, свел вместе сотни судеб, насытил ее ярчайшими реалистическими картинами быта и жизни своих соплеменников, сыпал цветами красок поэтических сравнений, постоянных эпитетов, поставив в центр Ахиллеса. Он не добавил к портрету своего героя ни одной неправдоподобной его черты. Его герой монументальный, но он живой, мы ощущаем, как бьется его сердце, как гневом искажается его красивое лицо, слышим его горячее дыхание. Он смеется и плачет, он кричит и ругается, временами он ужасно жестокий, временами мягкий и добрый - и он всегда живой. Портрет его правдивый, ни единой фальши, надуманности, дорисованной черты не видим мы в нем. Реализм Гомера здесь на высочайшем уровне, что удовлетворяет требования современной реалистической поэтики. Сердце Гомера исполняется ужасом и сожалением, но не судит он своего героя. Вина лежит на богах. Зевс это позволил.
Мы должны понять, почему Гомером воспет именно Одиссей среди всех других героев Троянской войны, что было героического в десятилетних скитаниях итакийца, что двигало им, всегда ли Одиссей полагался лишь на волю богов. Итак, анализируя фрагменты славной поэмы, внимательнее рассматриваем образы то Одиссея то самого автора, чей гений был способен развернуть эпическое полотно вокруг обычной жизненной ситуации - возвращения человека домой. Важно осознать смысл пути Одиссея как своеобразный символ жизненных испытаний человеческого характера.
Находим непосредственно в тексте подтверждения нашим мыслям, чтобы раскрыть код мудрости древних греков, взятый как эпиграф к нашему уроку: “Ум видит и ум слышит”. Важным этапом работы на уроке будет аналитическое исследование фрагмента из песни IX “Одиссеи”, в котором мы сможем максимально оценить главного героя поэмы и специфику художественного мира “Одиссеи” с богатством средств художественной выразительности, использованных Гомером.
Мы вместе с Одиссеем оказались в гостеприимном доме царя феаков Алкиноя, куда привела его прекрасная дочь Алкиноя, найдя обессиленного на морском побережье. Одиссей не открывается феакам, кто он, но рассказывает частично о своих скитаниях и просит помочь ему добраться до родных берегов. Алкиной соглашается помочь, и перед отплытием устраивает в своем доме пир, главным украшением которого является славный Демодок. И вот запел Демодок о ссоре Ахилла с Агамемноном, о невыразимых бедах, которые пережили ахейцы под стенами Трои, о мудром царе Одиссее. Мантией прикрыв лицо, умылся неоднократно слезами Одиссей. И не выдержало сердце героя. Обратился он со словами просьбы к Демодоку запеть песню о последних днях Троянской войны. Одиссей очень ценит свою семью.
Вспомним, как он притворился сумасшедшим, стремясь остаться дома с молодой женой и сыном-младенцем. Паламед вскрыл хитрость Одиссея. Но соединившись с охваченными гневом ахейцами, стремясь к справедливой мести, Одиссей становится частицей единого рода, который поднялся за честь одного из своих членов. Для Одиссея очень важным является боевое побратимство, он опекается судьбой греческого войска, поднимает его боевой дух не только зажигательными речами и хитростью, а и личной доблестью. Тем не менее, только что выполнив свою обязанность воина, он сразу всем сердцем стремится вернуться на родину, к отчему дому, к семье.
Таким образом, приходим к выводу, что важнейшими жизненными ценностями для Одиссея являются и семья, и воинское братство За это он готов отдать свою жизнь. Но Одиссей не фанат, он ценит и любит жизнь, поэтому концентрирует в себе все силы, чтобы остаться живым и вернуться в родную Итаку. Все испытания Одиссея определены судьбой. Именно она гонит его мирами и морями, и, думается, главная причина - это выяснение силы ума, прочности характера человека, который захотел сам быть хозяином своей Судьбы.
Для Одиссея будто возникает целый ряд препятствий с одной-единственной целью - Судьба старается вырвать его из тех жизненно важных кругов, которые образовывают его жизненный стрежень и смысл жизни. Фрагмент “Одиссей и циклоп Полифем” может рассматриваться как композиционно завершенный эпизод, в котором имеются все элементы композиции - завязка, развитие действия, кульминационный момент, спад действия и развязка. Но мы знаем, что вместе с тем он является частью большого эпического полотна, которое разворачивается вокруг одного события - возвращения Одиссея домой. Путь Одиссея - это путь в середине своеобразного жизненного круга - от стен разрушенной Трои к Итаке.
При этом происходят невероятные отклонения от основного курса. Циклоп, зайдя в пещеру, превратил ее в запертую ловушку. Выход по силам было открыть лишь ему. Пространство для героев постоянно суживается: придя из необъятного моря на остров, они попадают в пещеру, выход из которой закрывает циклоп. Пространство и время служат Полифему. Одиссей и его спутники обречены - двух он сожрал на ужин, еще из двух сделал снарядил себе кровавый завтрак. В IX песне рассказ идет уже от лица самого Одиссея, который, открывшись феакам, рассказывает о своих скитаниях. Рассказ от первого лица делает произведение максимально достоверным, ведь Одиссей - главный участник событий.
Он не только правдиво может передать их сущность, а и воссоздать настроения, мысли и переживания, что является чрезвычайно важным аспектом для понимания как образа Одиссея, так и смысла замысла всей поэмы. Гуманный и мудрый Гомер подает в “Одиссее” мир, на который и мы, читатели, смотрим глазами поэта. Это взгляд наполнен любовью и уважением к этому прекрасному миру, наполненному многогранной жизнью. “Одиссея изображает человека в борьбе его духа. И в этом, наверное, и заключается главная особенность художественного мира поэмы, где за, казалось бы, обычной жизненной ситуацией возвращением человека домой - стоит величественная идея познания мира и собственного самопознания человека. Герои Гомера страстные, страсти переполняют их души, часто толкая на разные безумия и негодные поступки, но поэт их не осуждает.
Его позиция уподобляется позиции хора в античном театре, который радуется, печалится, страдает, но никогда не сердится, не осуждает и не вмешивается в события. Это действительно позиция эпического рассказчика, немного отстраненного, но всепроникающего и всепонимающего. Гомер не скрывает своего постоянного любования и миром, и человеком. Мир грандиозный, большой, он прекрасный, он может быть грозным, он может нести гибель человеку, но он не ущемляет человека. Человек покоряется неотвратимому, ведь его покоряют и боги, но никогда не проявляет рабского самоунижения. Человек борется, протестует, даже осуществляет покушения на богов. Мир прекрасен во всех его проявлениях: и в добре, и в зле, и в радости, и в трагизме.