Знаменитый американский писатель, один из немногих по-настоящему любимых, читаемых во всём мире. Его книги интересны, вызывают сильные яркие эмоции, потому что написаны эмоционально.
Биография. Он прожил довольно яркую жизнь. Родился в семье образованной, но очень небогатой. Джек знал унизительную нищету, в 10 лет начал зарабатывать на жизнь, в 15 лет узнал отупляющий фабричный труд (это описано в рассказе «Отступник»). В 16 лет он матрос на промысловой шхуне.
В 1896 году на Аляске нашли золото, и началась вторая золотая лихорадка (первая началась в 1848 году, когда золото нашли в Калифорнии), многие американцы, решившие быстро разбогатеть бросились искать золото, в том числе молодой Лондон, был он на Аляске меньше года, ничего не нашёл и уехал не солоно хлебавши, но впечатлений хватило надолго. После этой поездки он почувствовал в себе литературный талант и стал писать рассказы о жизни золотоискателей на Аляске – северные рассказы, которые принесли ему огромную популярность. Первые из них появились в печати в 1899 году, с тех пор Лондон много и успешно пишет. В том числе он не стеснялся писать исключительно для денег произведения невысокого художественного уровня, как сейчас Дарья Донцова и др. Зато народу нравилось.
Кстати, будучи уже взрослым Джек Лондон узнал, что его отец – это не настоящий его отец, когда он женился на его матери Джек уже существовал на свете. Фамилия настоящего его отца не Лондон, а Чейни.
Конец жизни писателя был печальным, он разочаровался в жизни вообще, в человеке, в самом себе, стал пессимистом, регулярно впадал в длительные депрессии, злоупотреблял алкоголем, заработал тяжёлую болезнь почек, испытывал приступы сильнейшей боли, пил сильные болеутоляющие, и однажды выпил смертельную дозу болеутоляющих, то ли случайно, то ли специально – неизвестно, но большинство исследователей склоняются к версии сознательного самоубийства. Жизнь Лондону была явно не мила.
Важнейшая особенность творчества. Сочетание романтизма и реализма. Романтизм: любовь ко всему необычному, яркому, экзотическому. Лондона интересуют в основном необычные, выдающиеся, особо сильные телом и духом люди. Часто в его произведениях приключенческий сюжет. Он может отступить от правдоподобия. Но в целом жизненные детали, характеры описаны реалистически, правдиво. Иногда его описания натуралистичны.
Большинство лучших рассказов Лондона похожи – они воспевают мужество сильных духом людей, преодолевающих тяжелейшие препятствия, нечеловеческие условия, упорно стремящихся к своей цели или борющихся за свою жизнь. Самый известный и действительно сильный рассказ Лондона – «Любовь к жизни». Раненный, умирающий от голода и усталости человек сначала бредёт, потом из последних сил ползёт по тундре (дело происходит на Аляске) в надежде найти людей. Он не сдавался до конца и победил, выжил в безнадёжной ситуации. Тот же смысл в других ситуациях – в рассказах «Мексиканец» и «Мужество женщины».
Интересен рассказ «Тысяча дюжин». Герой преодолевает массу препятствий, проявляет упорство и мужество, чтобы доставить на Аляску тысячу дюжин яиц, которые он в Америке купил дёшево, а на Аляске предполагает продать дорого. В самом конце, когда он уже считал себя богатым человеком, оказалось, что все яица протухли. Он повесился.
Замечателен рассказ «Тропой ложных солнц», яркий, странный, загадочный, философский. О странностях человеческой натуры.
Среди северных рассказов выделяется индейский цикл, рассказы о жизни северных индейцев.
«Закон жизни». У индейцев есть такой закон: стариков, которые стали обузой для племени, при переходе с одной стоянки на другую просто бросали на голодную смерть. Главный герой такой старик, которого бросили. Зимой ему оставили горстку хвороста. Вот он сидит возле маленького костерка и вспоминает свою жизнь, ему очень хочется, чтобы сын вернулся за ним, но он понимает, что это невозможно, таков закон жизни. Костерок потухает, и к нему подходят голодные волки, он обречён. С точки зрения Лондона, этот закон жизни универсален: побеждают и торжествуют только сильные, приспособленные, ловкие, а слабые, старые, больные обречены на гибель, на нищету. Так происходит в природе, так происходит и в человеческом обществе.
Для Лондона совершенно закономерно, что белая, более сильная, умная, приспособленная раса покоряет все остальные, например, индейцев, вытесняет с их территории, как бы поглощает. Джек Лондон сочувствует индейцам, их мужеству, их близости к природе, их образу жизни, их борьбе за выживание, но понимает, что они обречены. Белые сильнее. Об этом рассказы: «Сын волка», «Лига стариков».
Замечательны две повести о животных – «Зов предков», «Белый клык». О борьбе за жизнь, с точки зрения волка и собаки. Очень интересные, классика подростковой литературы.
Роман «Морской волк» (1904) – также очень интересный. Главный герой по фамилии Ван Вейден – литературный критик, оказавшийся в несвойственной для себя обстановке, на промысловой шхуне «Призрак» среди совершенно необразованных, грубых, жестоких матросов. Изнеженному интеллектуалу очень не просто выжить там, где царит грубая сила, на этой шхуне герой проходит суровую школу жизни.
Самый яркий образ романа капитан «Призрака» – Ларсен по прозвищу Морской Волк. Ярчайший образец сильного ницшеанского человека. Он необыкновенно силён физически, невероятно жесток, за любое неповиновение сразу бьёт в лицо, ему ничего не стоит убить любого и выбросить за борт, на шхуне он полный хозяин. Большинство матросов его ненавидят, бояться, хотят убить (одна из попыток бунта описана в романе), а он только смеётся, презирает всех, наслаждается своей силой, властью и полным одиночеством.
Но автор любуется его абсолютным бесстрашием, он наслаждается штормом, сам ведёт шхуну навстречу огромным волнам. Также автор с восхищением описывает грубую мужскую красоту его мускулистого тела.
Совершенно неожиданно Ларсен подружился с Ван Вейденом. Оказалось, что он человек образованный и умный, читает книги. В течение первой части романа они спорят: идеалист и грубый материалист. Ларсен убеждён, что основанная масса людей – это грубые животные, которым в первую очередь необходимо удовлетворить свои самые примитивные эгоистические инстинкты. Эгоизм вложен в нас природой, значит, делать добро себе во вред – это противоестественно. Жизнь совершенно бессмысленна, это бессмысленная суета, ещё Ларсен называет её свинством. Жизнь отдельного человека – самая дешёвая вещь на свете, никому не нужные люди рождаются в огромном количестве непрерывно (Ларсен имеет в виду прежде всего бедняков, рабочих), их слишком много, на всех даже не хватает работы и еды.
Чувствуется, что сам Лондон, частично разделяя взгляды Ларсена, всё же больше на стороне Ван Вейдена. В результате в спорах не побеждает никто, а сюжетно побеждает Ван Вейден. В конце романа он обретает любовь и счастье, а Ларсена бросает команда, он остается в полном одиночестве и умирает от тяжёлой болезни, в муках. Всё это результат человеколюбия одного и бесчеловечности другого.
Вторая половина романа – это романтические приключения, интересные, но наивные. На шхуне появляется молодая красивая девушка, у неё с Ван Вейденом, конечно, начинаются романтические отношения, перерастающие потом в любовь, они бегут с «Призрака» на шлюпке, попадают в шторм, проявляются чудеса сноровки, мужества и спасаются, несколько недель одни живут на необитаемом острове, но поцеловались они впервые только на корабле, который их везёт домой, такая вот удивительная целомудренность.
Второй известный роман Лондона «Железная пята» (1908) – фантастический, действие происходит в будущем, яркое описание восстания рабочих против капиталистов-эксплуататоров, впрочем, заканчивается оно поражением. Одно время Лондон состоял в социалистической партии, верил в социализм, но потом разочаровался и в нём.
Лучший роман Лондона, несомненно, «Мартин Иден» (1909). Одно из лучших произведений мировой литературы. Роман в очень большой степени автобиографический – о том, как сам Джек Лондон стал из простого парня великим писателем с мировым именем.