Лондон создает в них многочисленные красочные «животные» образы, каждый из которых обладает своей индивидуальностью. Запоминаются Кичи и Одноглазый – родители Белого клыка, коварный Шпиц – соперник Бэка. Но, конечно, особенно выразительны и ярки Белый клык и Бэк – одни из лучших образов собак в мировой литературе. Гуманизм, исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону превосходные произведения, которые оказали большое влияние па последующее развитие анималисткой литературы (Д. О. Кэрвуд, Томпсон и др.) и которые не потеряли своего значения и в наши дни.
Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Писатель неустанно подчеркивает, что доброта, справедливость развивают в них лучшие качества: любовь, преданность, чувство долга. И, наоборот, побои озлобляют их, делают врагами человека. В американской литературе еще не было книг, которые с таким мастерством рассказывали бы о жизни животных. Не говоря о тим, что обращение к этой теме требовало специальных знаний, поражает умение автора проникнуть в мир природы, понять психологию животных.
Не случайно, что к пей чаще всего прибегают такие люди, как Хэл («Зов предков») и «Красавчик Смит» («Белый клык»). Если следовать теории, американских критиков, то, казалось бы, Бэк и Белый клык должны были в первую очередь слушаться и уважать их. Но ведь не это мы видим на самом деле. Собаки ненавидят своих мучителей. Что касается положительных героев, они не могут смотреть без возмущения на избиение животных.
Многие американские критики, говоря о них, обычно стараются подчеркнуть ту первенствующую роль, которую якобы играет там биологическая философия жизни. «Восприняв более полно, чем Норрис, ницшеанскую точку зрения о примитивном человеческом эгоизме и следуя беспощадному закону борьбы за существование, Лондон добился превосходных результатов в «Зове предков»,- заявляет Роберт Киллер. Такой же точки зрения придерживаются Карл Ван Дорен, Рут Френчир, А. Кэйзин и другие американские литературоведы. Действительно, и в «Зове предков», и в «Белом клыке» изображено много кровавых схваток, победителем в которых выходит сильнейший. Закон борьбы за существование, бесспорно, играет в них значительную роль, как и во всей жизни животного мира.
Однако тут, как и в северных рассказах, нельзя преувеличивать значение биологической философии жизни; она преобладает, когда речь идет о животных, о мире природы. По иным законам живет человеческое общество. Ни в «Зове предков», ни в «Белом клыке» нет примеров, подтверждающих, что Лондон якобы проводит аналогию между ним и миром природы, Наоборот, писатель выступает против отношений, основанных на праве сильного не только между людьми, но и между людьми и животными.
Вспомним, что Бэк, герой «Зова предков», попав к перекупщику собак, сразу испытывает па себе силу дубины. То же самое можно сказать о Белом клыке, когда он оказывается у Сврота Бобра. Но в ток-то и заключается пафос повестей, что они протестуют против дубины. Дубина символизирует жестокость, несправедливость, равнодушие.
Показательно, что ни Торнтон («Зов предков»), ни Уидон Скотт «Белый клык») никогда не держали в руках дубину. А ведь они выражают точку зрения автора.