Мне кажется, русские люди с особой трогательностью и любовью относятся ко всему, что связано с историей нашей страны. Наверное, это потому, что мы еще сравнительно молодая нация и все исторические события как бы не очень отдалены от нас временем. Наша память о них свежа, и мы словно представляем себя участниками ярких событий родной истории. Большое значение в этом имеют художественные произведения. Например, мой любимый писатель Валентин Пикуль, на мой взгляд, обладает даром вводить своего читателя в живой мир истории.

Но с историей, к сожалению, связано у нас и много нравственных проблем. Есть такое понятие у русских — «Иван, не помнящий родства». Таких «иванов» в наше время развелось много, и это очень тревожно. Ведь настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас особенно важно понять настоящее, потому что произошел великий исторический перелом в нашем обществе. Известный историк Б. А. Рыбаков отметил, что В. С. Пикуль «делает полезное дело» и что его книги сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к отечественной истории.

Я уже говорил, что Пикуль — мой любимый писатель, но он явился для меня и хорошим учителем. По сути, его произведения — это учебники жизни, но только с увлекательными и захватывающими сюжетами. Книги писателя помогли лично мне полюбить историю России. Мне нравится масштабность его взглядов, стремление вобрать в повествование как можно больше событий и героев. Читая романы Пикуля, я не только погружаюсь в прошлое, но и задумываюсь над настоящим.

Как во всякой истории, в нашей произошло множество славных и бесславных событий: войн, дипломатических интриг и т.д. Одним из самых напряженных периодов нашей истории является Семилетняя война, в которой участвовала Россия в XVIII веке. Пикуль отобразил события той далекой эпохи в своем романе «Пером и шпагой». В основе сюжета — деятельность одного французского дипломата. Через его образ писателю удается передать накал политических страстей того времени, показать интересы и противоречия ведущих европейских стран той поры, сплетенные в тугой узел. Читатель видит корыстолюбие и глупость, а порой и трусость некоторых русских чиновников, а на их фоне — подлинных патриотов России. Великолепен в нравственном отношении генерал Салтыков. Автор наделил его скромным нравом. Генерал никогда не подхалимничал, не терся у престола, но именно он стал победителем прусского короля Фридриха II, героем этой европейской войны. Генерала Салтыкова любили солдаты и смело шли за ним в бой. Конечно, у генерала было много завистников среди трусливых и корыстолюбивых чиновников. Они завидовали его независимости и строили всяческие козни, чтобы испортить ему карьеру. Семилетняя война не принесла особой пользы нашему отечеству, но благодаря мужеству и таланту русских полководцев Россия снискала себе славу и уважение европейских держав.

И в других своих произведениях Пикуль показывает эпоху посредством конкретных героев. Это его излюбленный писательский прием. «Золотой век» российского дворянства Пикуль изобразил в романе «Фаворит». Действие романа охватывает очередной переломный период нашей истории: на смену «дщери Петровой» Елизавете к власти в стране пришла немка Екатерина II.

Центральные образы романа — Екатерина и Потемкин. Несмотря на то что Екатерина чужестранка, автор представляет ее волевой, умной женщиной, пекущейся о благе России, и мы влюбляемся в ее образ. Екатерина действительно сделала много хорошего для России. Она сумела расположить к себе россиян, понять нужды некогда чужой ей страны и честно служить ей. Но в то же время — это любвеобильная женщина, хитрая и порой жестокая правительница.

Рядом с императрицей стоит противоречивая фигура светлейшего князя Потемкина. Князь, в силу законов своего времени и положения в обществе, довольно грубый, хитрый и часто беспринципный царедворец. Но Пикуль выделяет его главную положительную черту, на фоне которой перечисленные недостатки меркнут. Писатель в романе «Слово и дело» роднит Потемкина с геройским генералом Салтыковым из «Пером и шпагой», с Горчаковым из «Битвы железных канцлеров», с нашими полководцами и флотоводцами из «Фаворита».

Хочу отметить большой диапазон эпох, описываемых Пикулем с XVIII по XX век. Интересен для широкого читателя цикл романов о русско-японской войне 1904—1905 годов. Писателю было нелегко работать после уже вышедших на эту тему книг — «Порт-Артура» А. Степанова и «Цусимы» А. Новикова-Прибоя. Но Пикулю удается нешаблонно решить в своих романах эту, казалось бы, уже пройденную тему. Он показал русскому читателю и гражданину, что, хотя общество и привыкло считать Цусимское сражение поражением царского флота, это поражение чисто формальное. Героизм и патриотизм русских моряков и офицеров, для которых честь державы была дороже собственной жизни, делают это сражение победой русского духа.

Яркое впечатление оставили во мне и такие романы Пикуля, как «Каторга», где раскрывается неизвестная страница истории Сахалина: когда на остров пришли японцы, каторжане стали защищать свою страшную и жестокую тюрьму; «У последней черты», в котором описан крах самодержавия и роль в этом Григория Распутина, как представителя мистической народной силы России.

Все произведения Валентина Пикуля, несмотря на разные сюжеты и эпохи, в которых живут его герои, объединяет одно страстное чувство — имя которому ПАТРИОТИЗМ. Полюбив его смелых и честных героев, мы никогда не разлюбим историю нашей России.