Одним из средств создания комического эффекта служит писателю диалог, которым он владеет с поразительным совершенством. В сознании юных героев все привычные понятия предстают в самом неожиданном освещении, и это дает удобный повод для введения все новых и новых юмористических сценок. Возьмем для примера один из таких диалогов:

* « - Разве ты никогда не видел бриллиантов, Гек?
* - Что-то не припомню.
* У королей их целые кучи…
* - У меня и знакомых королей тоже нет.
* - А вот если бы ты поехал в Европу, так там они на каждом шагу так и скачут.
* - Скачут?
* - Ах ты господи. Да нет же.


* - А для чего ты говоришь, что скачут?

* - Да ну тебя, это я только так сказал, чего им скакать? Я это так сказал, потому что их там очень много. Куда ни плюнь, там и король».

Забавные похождения Тома Сойера в сущности являются историей постижения мальчиком законов буржуазного общества.. Стоило только Тому и Геку найти клад, как «многие горожане повредились в рассудке, не выдержав волнения… Куда бы ни пошли Том с Геком, за ними везде ухаживали, восхищались ими, глазели на них». Мальчики поняли, что в окружающем их мире ценность человека определяется не его личными достоинствами, а богатством. Однако обладание этим богатством принесло Тому и Геку, особенно последнему, сплошные огорчения.

В повести о Томе Сойере преобладают радостные, безмятежные тона. В повести о Геке Финне колорит мрачнеет, наряду с-комическими эпизодами встречаются и подлинно трагические. Гек Финн, убежав от гнетущей опеки «благородной вдовы» Дуглас и жестоких издевательств пьяницы отца, вместе с беглым негром Джимом пускается на плоту вниз по Миссисипи. Беглецы тщетно пытаются найти свободный штат, где негр Джим избавился бы от угрозы быть проданным в рабство на”хлопковую плантацию. Кругозор маленького бродяги все время расширяется, его жизненный опыт становится богаче после каждого нового приключения.

Гекльберри Финн сталкивается с изуверскими предрассудками и всевозможными видами мошенничества (похождения мнимых «герцога» и «короля»). Ему приходится наблюдать и кровавую распрю двух фермерских родов, и зверский суд Линча, и жестокие рабовладельческие нравы. Провинциальная Америка здесь предстает такой, какой она раскрылась самому Марку Твену в годы его юношеских скитаний. Не раз рискуя жизнью ради спасения друга, честного, бесхитростного Джима, Гекльберри Финн впервые сумел заглянуть в душу негра и увидеть в нем настоящего человека, а не «низшее существо». Несмотря на то что укрывательство беглого негра в рабовладельческих штатах считалось для белого человека тягчайшим преступлением и позором, суеверный Гек сумел подавить в себе мучительные сомнения и боязнь очутиться в аду. Бескорыстные дружеские чувства и здравый смысл одерживают победу над предрассудками.

В заключительных эпизодах снова появляется Том Сойер, тот же самый фантазер и неугомонный проказник. Спасение Джима из неволи он превращает в веселую забаву в духе своих любимых книг о рыцарях, пиратах и разбойниках. Гекльберри Финн, считающий спасение Джима делом чести и совести, поневоле втягивается в игру. В этих эпизодах полностью раскрываются характеры обоих мальчиков. Практичный, рассудительный Гек во многом теперь превосходит беззаботного, не знавшего горя Тома . Писатель не раз еще возвращался к своим любимым героям. Позже он опубликовал повести «Том Сойер за границей».