Цель: Познакомить учащихся с особенностями послеоктябрьского творчества А. А. Ахматовой; показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта; развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы А. А. Ахматовой «реквием», соотнесения их со своими внутренними представлениями; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся. Оборудование: Портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, текст поэмы «реквием».

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся выразительно читают стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «реквием», о её жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения.

Форма проведения: Урок-диалог.

Организационный Этап

Актуализация Опорных Знаний

Беседа

♦ Каков был круг интересов молодой А. А. Ахматовой? расскажите о происхождении её литературного псевдонима.

♦ Когда состоялся поэтический дебют А. А. Ахматовой?

♦ Какие лирические сборники были выпущены поэтессой до революции? Как они были приняты читателями?

♦ Каково ваше впечатление от стихотворений А. А. Ахматовой?

III. Постановка Цели И Задач Урока.

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. «Есть три эпохи у воспоминаний»,— сказала однажды А. А. Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, её долгая и драматичная творческая судьба тоже располагается примерно в трёх различных биографических периодах.

Один из них, молодой, начальный, отмеченный сборниками «Вечер», «чётки» и «Белая стая»,— дореволюционный; основные художественные принципы, свойственные А. А. Ахматовой, сложились именно в те далекие годы, столь знаменательно и тогда ещё совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно к классике, к а. С. Пушкину, м. Ю. лермонтову, Ф. И. тютчеву, повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе — поверх акмеизма и через иссыхавший уже символизм.

Второй период несравненно более протяжённый во времени: если литературная деятельность А. А. Ахматовой до революции охва тывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции и примерно до начала 1930-х гг. она переживала внутренне замкнутый и невидный для читателя творческий процесс, достаточно к тому же болезненный ввиду неприятия её тогдашними официальными правительственными и литературными кругами. В 1930-е гг., отмеченные, как мы увидим, исключительной напряжённостью творчества, она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы исчезнувшей из читательского и литературного мира.

IV. Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

— А. А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — её лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в её творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к родине. А. А. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех её путях и перепутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

И сердцем выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Заслушивание сообщений учащихся «октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой»

Работа над идейно-художественным содержанием стихотворений «рыбак» и «Смятение»

1) Выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися наизусть

2) Постановка и решение проблемных вопросов

♦ Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в стихотворениях?

♦ Какие два контрастных образа нарисованы в стихотворении «рыбак»?

♦ Каков облик возлюбленного в «Смятении»?

♦ К кому могли быть обращены эти стихи, открывающие поэтический сборник А. А. Ахматовой?

4. исследовательская работа (в парах)

Комментарий. Учителю рекомендуется обратить внимание

Учащихся на любовную лирику послеоктябрьского периода в целом, определить, изменился ли её характер, стала ли она глубже, какие новые мотивы наметились в любовной поэзии А. А. Ахматовой.

5. Презентация результатов исследовательской работы в парах

Обобщение учител я

Завершил раннее творчество поэтессы сборник «Anno Domini» (1921). Позади осталась короткая, но бурная эпоха, полная социальных потрясений,— время революции и Гражданской войны, неизбежные расставания, потери и жертвы. Бури и накал событий отразились и в лирике анны ахматовой: в её стихах явственно слышится воздействие времени, поэтесса жадно вглядывается в окружающий её, рождённый революцией новый мир, пытается определить в нём своё место. Для её первых послеоктябрьских стихов характерны полнота восприятия жизни, своеобразная открытость, исповедальная искренность. Поэтесса живёт контрастами времени, которые отразились в таких её стихах, как «Всё расхищено, предано, продано…», «мне голос был. Он звал утешно…» и другие.

В любовных стихах поэтессы мы видим противоположность характеров лирических героев. Их поединок, лирическое пространство полнится тяжёлыми предчувствиями, беспокойством, тревогой, неуверенностью и сумятицей, в стихах нарастает чувство трагизма. Становятся более резкими переходы от чувства к чувству, появляются сочетания с противоположными значениями: «гранитный город славы и беды», «чёрная нежная весть», «для безумных и светлых нас», «безмолвная песня, музыка нема» и так далее.

Изменился масштаб судьбы лирической героини. Поэтесса чувствует потребность выйти за рамки непосредственно пережитого. А. А. Ахматова уже не в такой мере, как раньше, описывает фон, на котором разворачиваются происходящие события, меньше опирается на достоверность деталей. Ход авторской мысли углубляется, поэтесса с высокой степенью достоверности описывает жизнь человеческой души.

6. Заслушивание сообщений учащихся «ахматова и эмиграция», «Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.»

7. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения «мне голос был. он звал утешно…»

1) Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся наизусть стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…»

2) Слово учителя

— Стихотворение «мне голос был. Он звал утешно» было написано в 1917 г. Это произведение вошло в сборник стихов «Белая гвардия», в котором личные переживания Анны Андреевны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции. На смену интонациям живого разговора приходит «одическая, пророчески-возвышенная» манера письма, преобладают классические стихотворные размеры. В этот период лирика А. А. Ахматовой насыщается цитатами и образами пушкинской поэзии, а также других классических поэтов и знаменитых современников. Стиль А. А. Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические. В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим — о невозможности оставить родину в дни испытаний. В стихотворении «мне голос был. Он звал утешно…» анна ахматова выступает как поэт-гражданин. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и т. д. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в. Но ведь это произведение не было одиноким! через пять лет, в 1922 г., анна ахматова пишет примечательное стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час;

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Восприятие А. А. Ахматовой в среде эмиграции было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась

Представительницей утончённого дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов, свидетельницей и участницей пряной предсмертной эпохи, нашедшей в её лирике своё высокое словесное выражение:

Да, я любила их, те сборища ночные,—

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над чёрным кофеём пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжёлый, зимний жар.

Весёлость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Да, я любила их, те сборища ночные…

Итак, продолжим разговор о периодах жизни А. А. Ахматовой. В дневниковых записях А. А. Ахматова писала: «После моих вечеров в москве (весна 1924 г.) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском м. Шагинян. Она сказала: “Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать”».

3) Аналитическая беседа

### Какие строки подчёркивают стойкость лирической героини, её решимость остаться навсегда с россией? Прочтите их выразительно.

### Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение?

### Как сейчас, в изменившихся политических условиях, мы воспринимаем идею этого стихотворения?

### Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой.

8. Заслушивание сообщений учащихся «личная драма поэтессы»

9. Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «реквием»

1) Слово учителя

— Основой поэмы стала личная трагедия а. ахматовой: её сын лев Гумилёв был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета лГУ, арестовали в 1935 г. тогда его удалось скоро вызволить: анна андреевна написала письмо И. В. Сталину. Во второй раз лев был арестован в 1938 г. и приговорён к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет.

В третий раз льва арестовали в 1949 г., приговорили к расстрелу, который затем заменили ссылкой. Вину его не смогли доказать, и впоследствии его реабилитировали. Сама А. А. Ахматова аресты 1935 и 1938 гг. рассматривала как месть властей за то, что лев был сыном Н. С. Гумилёва. арест 1949 г., по мнению А. А. Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё.

Однако было бы неверным сводить содержание поэмы «реквием» только к семейной трагедии. «реквием» — это воплощение народного горя, народной трагедии, это крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время,

…когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих

Ленинград…

Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает Эпиграф, Вместо Предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых называются «Приговор», «К смерти», «распятие») и Эпилог (состоящий из трёх частей).

Почти весь «реквием» был написан в 1935–1940 гг., раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 гг. Долгое время произведение существовало только в памяти А. А. Ахматовой и её друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта. Поначалу «реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

Реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

2) Аналитическая беседа

### Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это… описать». Какие строчки из части «Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

### Какой факт из биографии А. А. Ахматовой был положен в основу поэмы?

♦ Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

♦ В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А. А. Ахматова включила цитату из Пушкина?

♦ Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»?

♦ Итак, кому же посвящается поэма? (Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

♦ Какая родина изображена у А. А. Ахматовой?

♦ Какие приметы времени изобразила А. А. Ахматова?

♦ Какое событие описано в гл. I? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

♦ Почему А. А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой жёнки? что вы помните о стрельцах?

♦ Как меняется масштаб событий в гл. II? чем напоминает эта главка старинную русскую песню-плач?

♦ Как образно обрисовано в гл. IV, V, VI горе матери? Какой видится А. А. Ахматовой её прошлая жизнь?

♦ Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном в гл. VII-IX, начиная с фразы: «Когда я читаю главы VII-IX “реквием”».

♦ Прочтите название гл. X. С чем оно связано? Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. А. Ахматова?

♦ Какие строчки «Эпилога» подчёркивают общность человеческих трагедий в те годы репрессий?

♦ Какое завещание оставила поэтесса потомкам?

♦ а теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 г. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

Обобщающее слово учителя

Поэма А. А. Ахматовой «реквием» — в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание — акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы. А. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать «реквием» не могла.

Это действительно память, потому что жива остаётся только она — память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать

Снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «реквием» — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «реквием» — не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.

VI. Домашнее Задание

Прочитать «Поэму без героя» и подготовить выразительное чтение: второе и третье «Посвящения»; из ч. 2 «Девятьсот тринадцатый год» начало гл. 1, прозаическое вступление к гл. 2 и стихи центральной её части, заключительные строки гл. 3 и 4; гл. 12-16 ч. 2 «решка»; стихи центральной части «Эпилога».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщения (3 учащихся): «Война в судьбе и поэзии анны ахматовой», «творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие» и «Конец творческого пути. Итоги жизни».