Вот уже почти сорок лет мы читаем произведения Чингиза Айтматова и никак не можем к ним привыкнуть.
В 60-х годах, будучи еще молодым прозаиком, он поведал о своей любви к родному краю, к людям, живущим в
горах Тянь-Шань, окружающим великое озеро Иссык-Куль. “Повести гор и степей” дышали молодостью, свежестью,
радостью бытия. Но уже тогда появляется “дисгармоническая” окрашенность некоторых сюжетных линий, эпизодов,
образов холодными оттенками трагического, с особой силой заявившей о себе в повестях “Материнское поле” и
“Прощай, Гульсары!” Впервые же ощущение болевого шока читатель испытал в 1970 году от повести “После сказки”
(“Белый пароход”). А в 1980 году пронзительно и требовательно взглянул нам в глаза Едигей Жангельдин — главный
герой романа “И дольше века длится день”. Каждый раз произведения Айтматова застают врасплох, повергают в
сомнения и растерянность читателя и критика яркой публицистичностью, острой социальностью и высоким уровнем
художественности, подкрепленным философской глубиной и наполненностью. В этом суть феномена Айтматова-
писателя. Все его произведения, казалось бы сотканные из сиюминутных, наиактуальнейших моментов нашей жизни,
несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысление сложнейших социальных, психологических, общечеловеческих
проблем. Его повести и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают
события истории нашего общества и мира в целом.
В романе “И дольше века длится день” существует как бы несколько пространств: Буранного полустанка, Сары-
Озеков, страны, планеты, околоземного и дальнего космоса. Это как бы одна ось координат, вторая временная:
воедино связываются далекое прошлое, настоящее и почти фантастическое будущее. Каждое пространство имеет
время, все они взаимосвязаны между собой.
Из этих взаимосвязей, которые возникают благодаря сложному композиционному решению, рождаются метафоры
и ассоциативные образы романа, придающие глубину и выразительность художественным обобщениям писателя. В
самом начале романа стрелочник Едигей разведет все три времени; литерный уйдет в будущее на космодром Сары-
Озек, сам Едигей останется в настоящем, а мысли его унесутся в прошлое. С этого момента категории времени будут
существовать в разных мирах и развиваться параллельно. Соединятся, сомкнутся они лишь в финале романа в
страшной картине апокалипсиса. “Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма...
Человек, верблюд, собака — эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе,
страшась расстаться друг с другом, они бежали по степи, безжалостно высветляемые гигантскими огненными
всполохами...”
Местом встречи времен стало древнее родовое кладбище Ана-Бейит, "возникшее на месте гибели матери, убитой
рукой сына-манкурта, изуродованного средневековыми жуаньжуанями. Новые варвары построили на родовом
кладбище космодром, на котором в толще земной, в прахе предков до поры до времени таились ракеты-роботы,
замкнувшие, казалось бы, разорванную связь времен по сигналу из будущего, вознеслись над миром силы зла далекого
прошлого, невероятно жестокого с точки зрения настоящего. Так в романе Ч. Айтматова переплетаются образы
пространства — времени, героев, мысли и чувства и рождается удивительно гармоничное единство, особенно
необходимое в наш век не только из-за вторжения научно-технических свершений в область фантастики, но скорее
потому, что противоречив и дисгармоничен мир, в котором мы живем.

Похожие сочинения

  1. Ранние произведения - Айтматов
    Имя Чингиза Торекуловича Айтматова хорошо знакомо русскому читателю. Его произведения воспитывают чувства человека, учат воспринимать красоту окружающего мира. Героиня повести \"Материнское поле\" Толгонай, вспоминая первый хлеб первого...смотреть целиком
  2. Духовная родина человека
    Но моя родимая землица Надо мной удерживает власть, Память возвращается как птица, В то гнездо, в котором родилась. Николай Рубцов Замечательный советский писатель Чингиз Айтматов хорошо известен как у себя на родине, так и за рубежом. В 60-х...смотреть целиком
  3. Романы-метафоры - Айтматов
    И разлюбив вот эту красоту. Я не создам, наверное, другую. Н. Рубцов Каждый раз произведения Чингиза Торекуловича Айтматова застают врасплох, повергают в сомнения и растерянность читателя и критика яркой публицистичностью, острой социальностью и...смотреть целиком