Скандинавский фольклор был той драгоценной средой, которая питала литературную сказку, в том числе и творчество великого датского сказочника X. К. Андерсена, финляндского писателя С. Топелиуса и шведской писательницы С. Лагерлёф. Творчество Ханса Кристиана Андерсена — Чане Кристиан одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы А1Х века. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, ибо необычайно велики гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.
Сказки Андерсена занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20—70-х годов XIX века. «Для нас, датчан,— говорил датский писатель-коммунист X. Шерфиг,— Ханс Кристиан Андерсен является подлинно национальным, самобытным писателем, неотделимым от наших родных цветущих островов. В нашем сознании он неразрывно связан с историей Дании, с ее традициями, природой, характером народа, с его своеобразной склонностью к юмору».
Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые. Популярные в России XIX века, они живы и поныне в Советском Союзе. Светлые образы сказок Андерсена, их большие гуманистические идеи особенно близки советскому читателю. Празднование 150-летия со дня рождения Андерсена, состоявшееся 2 апреля 1955 года по решению Всемирного Совета Мира, явилось свидетельством огромного международного значения наследия писателя.
Андерсен — демократ и гуманист, мировоззрение которого складывалось под сильным влиянием традиций Просвещения и современных ему политических событий в Европе; он приветствовал Июльскую революцию во Франции и воспевал «древо свободы», выросшее в Париже. Сочувственно относился он к революционным событиям в Италии, Швейцарии, Греции и к крестьянскому движению у себя на родине. Однако патриархальность Дании того времени, о которой еще Ф. Энгельс писал, что нигде, кроме этой страны, не существует «такой степени нравственного убожества, цеховой и сословной узости...» \ заставила Андерсена настороженно принять события 1848 года и первые шаги рабочего движения в Дании в начале 70-х годов.
У Андерсена не было четкой и определенной политической программы, он стоял на общегуманистнческой позиции. Писатель не принимал участия в борьбе за конституцию у себя на родине, хотя сочувственно относился к передовым идеям эпохи. Он боролся за этический идеал справедливости, добра, любви и человеческого достоинства. Эти просветительские и гуманистические принципы Андерсен положил в основу своего творчества. В самом начале литературного пути писатель следовал традициям романтической школы, но уже в конце 20-х годов выступил против чрезмерной фантастики немецкого романтизма в творчестве его датских эпигонов. В дальнейшем Андерсен требовал, чтобы литература правдиво отражала жизнь.
Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе. Отец его был башмачником, мать — прачкой; мальчик посещал школу для бедняков, а в 1818 году переехал в Копенгаген, где пытался стать певцом и балетным актером. В 1823 году будущий писатель поступил в школу в Слагельсе, затем в Хельсингёре, в 1828 — в университет в Копенгагене. С начала 30-х годов занимался профессионально литературной деятельностью и много путешествовал. Особое влияние на мировоззрение Андерсена оказало путешествие во Францию, Швейцарию и Италию, Грецию и Испанию. Писатель был членом оппозиционного общества борьбы за свободу печати в Дании. Он читал свои произведения в «Союзе рабочих», а в 1867 году был избран почетным гражданином своего родного города Оденса. К концу жизни великий сказочник стал подлинно народным писателем Дании.
Андерсен начал писать еще в начале 20-х годов и пробовал свои силы в жанрах лирики, романа, драматургии, путевого очерка, биографического этюда и т. д. Даже в самых первых его стихотворениях отчетливо видны мотивы будущих сказок («Русалка с острова Самсё», «Хольгер-Датчанин», «Снежная королева» и т. д.), а позднее его патриотизм («Дания — моя родина») и сочувствие свободолюбивым идеалам («Часовой», «Шильонский замок»).
Большой интерес представляют романы Андерсена «Импровизатор» (1835), затем «О. Т.» (1836), в которых отразился неосуществленный замысел произведений об Июльской революции.
Основная часть наследия Андерсена — его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835—1842; «Новые сказки», 1843—1848; «Истории», 1852—1855; «Новые сказки и истории», 1858—1872), сделавшие его имя всемирно известным.
Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Калоши счастья» и др.).
Своеобразие этих замечательных сказок заключается в том, что Андерсен, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.). Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя. Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества.