Творчество Леонида Андреева — яркая страница в истории русской литературы начала XX века. Сама личность писателя вызывала и вызывает пристальный интерес своей сложностью и противоречивостью, отразившимися в его произведениях. Его высоко ценили Л. Толстой, Чехов, Короленко, Михайловский. Публикация ряда его рассказов, постановка пьес становились литературными и театральными событиями, предметом острых споров и дискуссий.

Видное место Л. Андреева в литературе неизменно признавал М. Горький. Даже в 1908 году, когда дружба между ним и Андреевым была нарушена, Горький писал: «По-моему — Андреев — самый сейчас интересный по выбору тем, по своим писательским настроениям беллетрист» . Но он же сказал и справедливые, пророческие слова: «Вот увидите: не мудрый, но честный писатель Куприн переживет громкую славу Андреева, и мало кто об этом пожалеет». Горький оказался провидцем потому, что никто не знал так хорошо Андреева, как он, никто с такой любовью и так ревниво не следил за литературной и гражданской судьбой писателя, никто с такой болью не переживал его отрыв от демократии. И сам Андреев признавал, что Горький оказывал на него огромное благотворное влияние. В письме к критику и историку литературы В. Боцяновскому 17 марта 1903 года он писал:

* «Отрочество и молодость — очень печальные. С 15 лет я начал искать истинной цели жизни, истинной дружбы, истинной любви. Я искал, а жизнь в ответ щелкала меня по носу. Долго, очень долго я путался в добре и зле… Умер отец 2 — бедность, потом грязная, мучительная нищета. Время было скверное — начало девяностых годов. Начал я сильно запивать. Временами впадал в отчаяние; раз пробовал застрелиться — не вышло. Были попытки писать, но неудачные… Очнулся я в 1897 году, когда кончил университет и стал работать в газете «Курьер» судебным хроникером… В 1898 году, в апреле, напечатал первый рассказ «Баргамот и Гараська». Огромное влияние на мою судьбу оказал Горький… Его благородная, почти нечеловеческая личность дала мне больше, чем все книги, которые я прочел, все люди, которых я знал. Я в жизнь поверил, узнавши Горького».

Литературный путь Андреев начал с фельетонов в газете «Курьер», которые он подписывал псевдонимом Джемс Линч. Но подлинный успех ждал его в жанре реалистического рассказа. Путь писателя-беллетриста он начал в лагере художников критического реализма, как автор рассказов о жертвах социальной несправедливости и произведений, в которых обличалась пошлость обывательского существования. Продолжая традиции критического реализма XIX века, Андреев был особенно близок к таким своим современникам, как Чехов и Горький.

В традициях критического реализма написаны рассказы «У окна», «Большой шлем», «Случай», «Христиане» и др. Их объединяет беспощадное обличение людей, живущих в тесной скорлупе обывательщины, пустых и нищих духом, ханжей, индивидуалистов, циников. Таков мелкий чиновник Николаев («У окна», 1899), в котором можно заметить сходство с чеховским Беликовым. Чувство омерзения вызывает его страх перед жизнью, душевная дряблость, презрение к людям.

Отношение Л. Андреева к Октябрьской революции было сложным. Вначале он занял враждебную позицию, белоэмигрантское окружение в Финляндии, где жил писатель, всячески подогревало его антисоветские настроения. Однако Андреев стремился разобраться в сущности Советской власти, стал внимательно следить за событиями в России, особенно после того, как ближе узнал эмиграцию и решительно порвал с нею. Однако постичь правду социалистической революции он не успел: в сентябре 1919 года Л. Андреев умер на своей даче Нейвала в Финляндии.

Так завершился путь одного из интереснейших мастеров прозы начала XX века. Шаткость и непоследовательность идейных позиций, политический индифферентизм, временами граничивший с беспринципностью, анархизм в трактовке движения истории и методов борьбы, неверие в победу добра — все это было причиной драмы Андреева как художника и человека. При всем этом не подлежит сомнению яркий талант писателя, объективное значение его произведений, хотя и можно спорить о его творческом методе, о приемах и средствах изображения. Очень сурово судивший о нем Луначарский свидетельствует, что многие современники писателя «воспринимали картины Андреева не как абсолютное осуждение жизни, а только как мрачное, но в сущности правдивое изображение того болота старой России, из которого нужно было вырваться как можно скорее». Луначарский отметил и значение творчества Л. Андреева для советской литературы:

* «У Андреева можно учиться. В самом деле, Андреев — реалист. Притом его желание всегда придать значительность и выпуклость своим образам… создает неплохую школу для наших реалистов. Беда только в том, что этот реализм у Андреева искажен… психологическим воспитанием глаза, который уже с самого начала воспринимает отрицательные моменты».

Похожие сочинения

  1. Творчество Леонида Андреева
    Произведения Леонида Николаевича Андреева завораживают. Они поражают глубиной знания писателем самых темных, самых неожиданных закоулков человеческой души, убедительностью самых фантастических ситуаций, необычностью взгляда писателя на многие, давно...смотреть целиком
  2. Человек и Рок в произведениях Л. Н. Андреева
    Л. Андреев — один из самых пессимистичных писателей в литературе начала XX века. Он носитель катастрофического сознания и идеи бесприютности человека в мире. Его творчество — реакция на неспокойное, “смутное” время, “страшные годы” России. Произведения...смотреть целиком
  3. Тема войны в творчестве Д. Андреева
    Мистериальные связи открывались Д.Андрееву и в событиях Второй мировой войны. Видение уицраора описывается в поэме 1943 – 1953 гг. «Ленинградский апокалипсис» (6-я глава книги). Мистериально-апокалиптический лик войны показан в стихотворениях 5-й главы...смотреть целиком
  4. Творчество Леонида Андреева
    Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы. Жизнь Василия Фивейского в одноименном рассказе (1904) – это бесконечная цепь суровых, жестоких испытаний его веры. Утонет его сын, запьет с горя попадья – священник, «скрипнув...смотреть целиком
  5. Андреев Леонид Николаевич прозаик, драматург, публицист
    Отец, Николай Иванович, по семейным преданиям, внебрачный сын орловского помещика, окончил уездное училище, затем таксаторские курсы и стал землемером. Мать, Анастасия Николаевна, из захудалого дворянского рода. Детские и юношеские годы Андреева прошли...смотреть целиком