Наиболее значительным произведением Андреева периода революции явилась пьеса «К звездам» (октябрь 1905 г.). Сильной ее стороной является прославление революционного подвига. Характерно, что погибший в тюрьме революционер Николай Терновский на сцене не появляется ни разу, но в списке действующих лиц значится, и это логично: его судьба — двигатель сюжета. Перенесение действия за границу помогло автору выдвинуть идею интернациональной солидарности борцов за свободу, подчеркнуть международное значение русской революции.

Серьезной удачей Андреева стал образ австрийского рабочего Трейча, человека активного, энергичного, жизнедеятельного. Невольно вспоминается горьковский Нил с его жаждой вмешаться в жизнь, когда мы слышим призывы Трейча к решительному действию.

* «Надо идти вперед. Здесь говорили о поражениях. Я знаю только победы. Земля — это воск в руках человека. Надо мять, давить — творить новые формы…»

Вызывает симпатии мужественный воин революции Валентин Верховцев. Он сурово упрекает своего тестя — астронома Терновского, который пытается спрятаться от жизни, от ее «суетных забот». Валентин с горьким упреком комментирует эту позицию «над схваткой»: «Что значит — заткнуть уши астрономической ватой! Хорошо, спокойно. Пусть весь мир взвоет, как собака». В конце пьесы профессор Терновский поднимается до возвеличения подвига во имя людей, хотя осмыслен он абстрактно — как подвиг «сына вечности». Именно в патетических монологах старого астронома цензура усмотрела прославление революции и запретила пьесу к представлению.

Второй положительной чертой пьесы является обличение либеральной буржуазии в лице инженера Поллака — человека, совершенно равнодушного к жизни и борьбе народа. Если профессора Терновского еще в какой-то мере может оправдать его фанатическая влюбленность в науку, самозабвенная любовь к героям и мученикам науки, что в конце концов помогло ему понять и героев революции, то Поллаку — этому внешне респектабельному господину — недоступна никакая увлеченность. Он добросовестный ассистент профессора и только. Он может преуспевать в науке, но при всем этом на первом плане у него будет личный покой и благополучие.

Педантизм интеллигентов, подобных Поллаку, равнодушие их к общественным проблемам отметил В. И. Ленин в статье «Руки прочь» (1906), в которой дал убийственную характеристику группы кадетов — авторов сборника «Москва в декабре 1905 г.»: «Да поймите вы, жалкие люди, что быть 11-го декабря в Москве в революционной организации и не говорить о восставшем народе могли бы только черносотенцы или педанты с совершенно выхолощенной душой вроде Поллака в «К звездам» Леонида Андреева!».

Есть, однако, в пьесе характерные для Андреева абстрактность и анархистские мотивы. Узнав о гибели Николая, его невеста Маруся, проклиная жизнь, обещает построить город, в котором поселит «всех убогих, калек, сумасшедших, слепых… И дома будут такие же, как жители: кривые, горбатые, слепые, изъязвленные… И у нас будут постоянные убийства, голод и плач; и царем города я поставлю Иуду и назову город «К звездам!» «Это,— писал Боровский,— чисто андреевский поворот мысли… если я не могу обеспечить, чтобы мир свободно заселялся лучшими из людей — пусть же ничего не будет…».

Можно было бы сказать, что монолог Маруси — тяжкий бред человека, впавшего от горя в полубезумное состояние, тем более, что очень скоро она станет говорить совсем иное:

* «сохраню я то, что осталось от Николая — его мысль, его чуткую любовь, его ненависть».

Однако для Андреева идея всеобщего разрушения была не случайна. Она лежит и и основе пьесы «Савва» (1906), герой которой яростно проповедует теорию уничтожения всего — якобы во имя человека, во имя справедливости. Верится в искренность стремления Саввы преобразовать мир на новых началах, по его пути и методы — анархическое уничтожение всего — неприемлемы, Савве неведомы реальные основы справедливости, о которой он так печется, не знает он человека, во имя которого хочет «содрать с земли лохмотья».

Поражение революции Андреев переживал очень тяжело. Рушилась его и без того некрепкая вера в победу добра, и крах надежд писателя был тем страшнее, что подтвердилось его худшее предположение об исходе революции («победят кадеты)». Ко всему этому прибавилось личное горе — смерть в декабре 1906 года горячо любимой жены (Л. Андреев был женат на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Т. Г. Шевченко, внучке его брата Варфоломея), бросившая его в полосу тяжелого запоя и нервной болезни. Многие произведения Андреева этой поры проникнуты мотивами отчаяния, пессимизма, отрицания смысла жизни.