Страница:
1 2 [ 3 ] Queen\'s Mistery Magazine\" и \"Alfred Hitchcock\'s Mystery Magazine\", решил основать новый журнал фантастики и, по традиции, назвать его именем какого-нибудь писателя. Единственный, кого он знал достаточно хорошо по рассказам в \"Ellery Queen\'s\", был Азимов.
После некоторых сомнений, Азимов, наконец, согласился - но с некоторыми оговорками. Он уже 17 лет писал ежемесячную колонку в \"Fantasy and Science Fiction\" и прекращать ее не хотел. Он не хотел быть редактором журнала и предложил на этот пост Джорджа Ситера,- тот должен был читать и редактировать все рассказы. Сам Азимов разрешает пользоваться его именем, кроме того, он сам будет писать редакционные статьи и вести колонку писем, а также консультировать при необходимости Ситера. Было также договорено, что если сам Азимов напишет что-то фантастическое, он первым делом предложит это в \"Asimov\'s\".
Сотрудничество наладилось. Азимов и Ситер были схожи во взглядах на НФ, а имя Азимова и состав редакции приносят журналу популярность на протяжении вот уже четверти века. На посту редактора Ситера сменили сначала Шона Маккарти, а затем Гарднер Дозуа. Их вкусы и пристрастия были весьма далеки от азимовских, но сам Азимов всегда поддерживал их и защищал от необоснованных нападок. Он отлично понимал, что жизнь не стоит на месте, что жанр должен развиваться, и что с того, если кому-то (даже и ему самому) может чем-то не нравиться объективно хороший рассказ.
Он работал, как каторжный. В 1976 году у него выходит дюжина новых книг. В 1977 намечается еще десяток. Его постоянно приглашают читать лекции, его интервьюируют \"People\" и \"Reader\'s Digest\". Каждую свободную минуту он проводит за пишущей машинкой. 2 января 1977 он отмечает свое 57-летие, а 18 мая попадает в госпиталь: тромб коронарных сосудов... Даже там он работает: пишет первый том своей автобиографии. Заодно он сбрасывает вес, так что к концу июня ЭКГ показывает, что он выздоровел.
В 1979 Медицинская Школа Бостонского Университета присваивает ему степень профессора. В том же году \"Doubleday\" издает первый том его автобиографии \"In Memory Yet Green\" (\"Пока память зелена\") - его двухсотую книгу.
Через некоторое время Азимов обретает прежнюю форму: к концу 1984 он выпускает следующую сотню книг. В 1982 году он снова возвращается к фантастике и пишет \"Foundation\'s Edge\" (\"Кризис Основания\"), продолжение знаменитой серии. В \"Doubleday\" долго уговаривали его написать фантастический роман и, после того, как он подписал-таки контракт, Пэт ЛоБрутто (Pat LoBrutto), в то время редактор линии НФ, позвонила ему и сказала, что под \"фантастикой\" \"Doubleday\" имеет в виду новый роман об Основании. Азимов согласился.
Он перечитал трилогию и был поражен тем, что в его романе почти нет действия, а то, что есть, происходит большей частью \"за кадром\". Не сознавая того, он достиг мастерства в одном из сложнейших литературных приемов: серии романов, построенных почти исключительно на диалогах.
Азимов попытался сознательно \"собезъянничать\" свой стиль тридцатилетней давности - к его гордости, у него это получилось. Примитивная \"журнальность\" прозы ушла, но стиль остался по-прежнему простым и прямолинейным. Книга стала его первым бестселлером - и каким бестселлером! В списке \"The New York Times\" этот роман продержался 25 недель!
Следом вышли романы \"Robots of Dawn\" (\"Роботы Зари\", 1983), начатый еще в 50-е годы, но заброшенный на полпути, \"Robots and Empire\" (\"Роботы и Империя\", 1985), \"Foundation and Earth\" (\"Основание и Земля\", 1986), \"Prelude to Foundation\" (\"Прелюдия к Основанию\", 1988)... Были и другие (\"несерийные\") книги. Большая часть стала бестселлерами. Азимов достиг положения, когда мог требовать миллионные авансы - впрочем, он делал это редко. Одна из основных причин, по которой он переключился в 60-х годах на публицистику, была финансовая - писать фантастику было менее выгодно. И вот неожиданно фантастика стала давать феноменальную прибыль - от одного романа он получал больше, чем за десяток научно-популярных книг.
Хотя Роберт Хайнлайн и был более популярен среди любителей фантастики - он неизменно лидировал во всех опросах, оставляя Азимова и Кларка на второй и третьей позициях,- Азимов был известен более широкой аудитории. По шутливому соглашению, которое Азимов и Кларк заключили как-то в нью-йоркском такси, Кларк должен уверять всех, что Азимов лучший в мире писатель-фантаст, а сам Кларк - второй, а Азимов должен поддерживать мнение, что лучшим в мире фантастом является Кларк, а сам Азимов довольствуется вторым местом. С этим можно спорить, но статус Азимова сомнений больше не вызывает.
Его имя и лицо были настолько хорошо известны, что он первым из писателей появился на телеэкране в рекламных роликах. Своим именем он оказывал поддержку многим начинаниям и проектам. Его не интересовали слава и деньги. Он помогал людям, раздаривая им идеи - как когда-то помог блестящей идеей ему Джон Кэмпбелл. Он надеялся, что его имя поможет начинающим авторам удержаться в струе - и за это время наработать собственный профессионализм.
К концу жизни Азимов в соавторстве с Робертом Силвербергом работал над романами по трем своим самым знаменитым рассказам: \"Nightfall\" (\"Приход ночи\"), \"Уродливый мальчуган\" - этот роман поначалу предполагалось назвать \"Child of Time\" (\"Дитя времени\") - и \"Двухсотлетний человек\" (под названием \"The Positronic Man\", \"Позитронный человек\"). Роман \"Forward to Foundation\" (\"Вперед к Основанию\"), состоящий из четырех новелл и эпилога появился в 1993 году - действие его разворачивается между событиями романа \"Прелюдия к Основанию\" и основной трилогией. Весной 1993 вышла и еще одна книга: \"I. Asimov\" - третий том его автобиографии, который он диктовал в госпитале.
Азимов перенес в 1983 году три операции на почках, а в 1989 году слег на много месяцев с интенсивной сердечной недостаточностью. Полностью оправиться от нее он уже не смог. На одном из редакционных совещаний в \"Asimov\'s\" он сказал, что надеется умереть, упав лицом на клавиатуру пишущей машинки. Случая не представилось. Лекарства поддерживали в нем жизнь, но не позволяли работать. Настал день, когда он в последний раз оторвал себя от клавиатуры, и страсть, привязывавшая его к жизни, иссякла.
Он жил, чтобы писать, и когда он не смог больше делать это - он умер.
В одном интервью его спросили: что он будет делать, если узнает, что жить ему осталось шесть месяцев? \"Я буду печатать быстрее\", ответил он.
Айзек Азимов, один из самых известных в мире писателей и самый известный из писателей-фантастов, скончался 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности в госпитале Нью-Йоркского Университета. По воле покойного, тело его было кремировано, а пепел - развеян.
Его кончине посвятили первые полосы многие газеты. Через две недели CNN выпустила в эфир ретроспективный обзор его карьеры. До сих пор этого удостаивались только главы государства и кинозвезды. National Public Radio выдало в эфир его интервью 1988 года - с тем, чтобы его собственные слова стали его некрологом.
Добрая часть его автобиографии посвящена тому, как он зарабатывал на жизнь. Вне всякого сомнения, он был Очень Богатым Писателем, но деньги были для него лишь воплощением аплодисментов, он ими практически не пользовался. У него не было яхт, особняков, они были ему не нужны. У него и так было все, что он хотел: пишущая машинка в тихой комнате с зашторенными окнами.
И, пожалуй, самое важное, что можно сказать: о его уходе скорбит не только фантастика.
Страница:
1 2 [ 3 ]