В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов.

Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую

духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто

юношей. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде

всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои \"кадры\": выбор

высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен:

Дерптский, Варшавский, Томский университеты – вот и все.

Бажов решил учительствовать в начальной школе д. Шайдурихи под Невьянском,

в районе, населенном старообрядцами. Но инспектор потребовал, чтобы

воспитанник духовной семинарии преподавал не только \"светские\" предметы, но

и \"Закон Божий\". Бажов не мог на это согласиться. Такое согласие исключало

возможность близости с местным населением и воздействия на него в духе

щаповско-кельсиевской программы. Значит, здесь незачем было оставаться.

Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище.

И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка.

Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.

В Екатеринбурге возобновилась связь Бажова с давним его \"старшим приятелем\"

Н. С. Смородинцевым. Ветеринар был интересным человеком, близким к народу.

О широких духовных запросах свидетельствовала его обширная личная

библиотека. В повести \"Дальнее-близкое\", выведя своего старшего товарища

под именем Алчаевского, Бажов говорит о нем: \"шумливый, кипучий, всегда чем-

нибудь взволнованный\". Один из героев повести Полиевкт Егорыч любовно

называет его \"Громилой\". В. А. Бажова – жена Павла Петровича отзывалась о

ветеринаре как о \"человеке горячем\".

В 1911 году Бажов женился на выпускнице епархиального училища Валентине

Александровне Иваницкой. Брак был основан на любви и единстве устремлений.

В этом плане характерно не только школьное сочинение Валентины Иваницкой,

цитированное выше, но и стихотворение Павла Петровича, преподнесенное им

невесте в день свадьбы. Вот концовка этого стихотворения:

Об руку смело идем мы вперед,

Крепкую веру храня, -

Рано иль поздно, а все же взойдет

Русского счастья заря.

Если же нам суждено не дойти,

Оба погибнем на честном пути.

Павел Петрович занимался изучением Великой Крестьянской войны. Его

интересовала в пугачевском восстании идейная сторона дела – то, что у

старообрядческой части восставших выражалось девизом: \"крест и борода\".

Устойчивым был интерес Павла Петровича к этнографии, краеведению,

фольклору. На протяжении полутора десятков лет Бажов во время летних

каникул ходил или на велосипеде ездил по Уралу, знакомился с бытом и

экономикой края, вел фольклорно-этнографические записи, рассчитывая

заинтересовать ими Академию наук, и, что особенно существенно, изучал жизнь

и настроения трудящихся.

Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В

связи с материальными затруднениями супруги переселились в г. Камышлов,

поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в

Камышловское духовное училище.

В одной из анкет (12.IV.1942 г.) Бажов сообщает, что в Камышловском училище

он служил до апреля 1917 года, а затем – \"работа по выборам. Совдеп,

городская управа, уезд-исполком\". 23 августа 1917 года он был избран

городским головой, что со стороны лиц, \"имеющих недвижимую собственность\",

немедленно вызвало протест, направленный ими в Пермь, губернскому комиссару

Временного правительства. Авторы письма с возмущением сообщали, что

\"избранный городской голова П. П. Бажов с товарищем своим Н. А. Удниковым

призывают рабочих Алафузовского завода к всеобщей забастовке\", и требовали

отменить выборы.

Бажов писал, что в то время, несмотря на установившуюся уже связь с

камышловскими большевиками – работниками паровозного депо Подпориным,

Жуковым и др., он еще \"партийно не определился\". Действительно, до осени

1917 года он иногда, по его словам, \"блокировался с левыми эсерами\", что

впоследствии, в 1933 году, послужило поводом для возбуждения персонального

дела против Бажова. В своих письменных объяснениях Павел Петрович

подтверждал, что в камышловских газетах он неоднократно был назван эсером,

хотя \"к партии эсеров никогда не принадлежал\". В условиях засилья кадетов в

Камышлове мнимое эсерство было формой маскировки для проведения

большевистской линии. Бажов писал: \"камышловские большевики группировались

вокруг меня\". Приведя многочисленные факты, говорящие о характере его

деятельности, он утверждал: \"моя работа шла по апрельским тезисам В. И.

Ленина, а не по директивам эсеров\". И далее: \"…повседневная практика моей

работы расценивалась как большевистская, и в по-Октябрьский состав уездного

совдепа я проходил уже от большевиков\". Членом коммунистической партии

Бажов стал с 1 сентября 1918 года.

Когда началась гражданская война, Бажов добровольцем вступил в Красную

Армию, редактировал газету политотдела 29-й дивизии \"Окопная правда\", был

секретарем партячейки штаба дивизии. Он отступал вместе с армейскими

частями до Перми, где в ночь с 25-го на 26 декабря 1918 года был взят в

плен белогвардейцами, а дней через пять бежал. Бежать пришлось на восток, в

колчаковский тыл. Бажов дрался с белыми в сибирских партизанских отрядах.

Под именем Бахеева\" выполнял работу подпольщика-организатора и красного

разведчика в районе города Усть-Каменогорска. 15 декабря 1919 года при его

непосредственном участии партизанское соединение освободило город от

белогвардейцев еще до подхода Красной Армии и восстановило там Советскую

власть.

Очень интересны эти горьковские поправки в очерке \"Потерянная полоса\".

\"Потерянная полоса\" дает интересный материал для наблюдений над принципами

использования Бажовым фольклорных текстов в 20-е годы. Этот период был для

него и временем углубленного познания свойств и особенностей народной речи

и постепенного формирования на этой основе собственного языкового стиля.

Своеобразие бажовской манере письма уже в раннем творчестве придавали

народно-поэтические средства художественной выразительности и

изобразительности, а также просторечные и диалектные элементы.

Бажов уже владел искусством живописи словом. Портретно-психологические и

пейзажные зарисовки ему, безусловно, удавались. Тот же полусумасшедший

\"старик перед огромным артельным полем\" – это незабываемо. Картина

артельных полей в \"Потерянной полосе\" очень хороша: в ней передано

безудержное буйство сил обновленной земли, их торжество. Удавались Бажову и

образы-характеры, – пусть пока главным образом статичные.

Но свободно владел Бажов средствами типизации лишь в документальных жанрах.

Порой он еще не мог уйти из-под власти непосредственных наблюдений,

подняться над ними и поэтому удавшиеся частности не умел подчинить общему.

Бывало и так, что выразить общественный смысл одних и тех же явлений ему

удавалось публицистическими средствами – и не удавалось образными. Так, в

очерковой книге о деревне Дюбиной, в отличие от повести \"Потерянная

полоса\", борьба за колхоз отображена правильно и достоверно. Поэтому,

считая верным выдвинутый нами тезис, что Бажов-журналист порой не мог

отойти от единичного факта и это затрудняло ему проникновение в суть, в

смысл общественного явления, мы вместе с тем думаем, что объяснение

особенностей \"Потерянной полосы\" и вообще некоторых ранних произведений

Бажова должно быть расширено.

Очевидно, увлеченность замыслом, возникшим из

неполного, недостаточно широкого видения некоторых явлений

действительности, в то время могла еще уводить внимание журналиста от

существа реальных жизненных процессов. Значит, воплощение художественного

замысла Бажову не всегда удавалось подчинить тому, что он уже хорошо знал о

закономерностях общественной жизни. Однако это не мешало авторской позиции

Бажова быть предельно ясной. Более того, его творчество носило ярко

выраженный большевистский, наступательный характер.

\"Трудную, увлекательную, – по его словам, – дорогу\" газетчика Бажов не

считал еще тогда для себя дорогой в литературу. Но анализ его выступлений в

газете дает возможность увидеть, как в неустанном труде во имя общих с

народом великих целей, в повседневных и порой мучительных поисках в

журналисте Бажове рождался художник.

Бажов и не подозревал, в какой мере ему была необходима для будущего работа

в \"Крестьянской газете\", ее миллионная аудитория и многотысячная армия

селькоров.