Г. Белль выбрал себе героя, который находился в положении одинокого судьи окружающего мира. Взгляд на мир «Глазами клоуна» - это взгляд на мир независимого писателя. Так как кто же, как не клоун, творческая личность, может сказать правду? Главного героя романа Г. Белля Ганса Шнира воспринимаешь как клоуна не только из-за рода его занятий. Именно так воспринимается единственный нормальный человек среди ошалевшего, сумасшедшего общества, которое играет в какую-то странную игру, которая слишком затянулась. Живя в добропорядочной семье немецких бюргеров, зажиточных и влиятельных людей, которые действуют не по принципам, не по велению сердца, а по каким-то хаотичным, непостоянным законам политической и социальной моды. Ганс все время выходит за «установленные рамки».

В школе он не соглашается с толкованием «Песни о Нибелунгах», отказываясь принять ответ учителя только потому, что это официальная точка зрения. Полюбив девушку из бедной семьи, он идет по призыву своего сердца. Избирает профессию, которая шокирует родных, так как ощущает свое призвание к ней. Любит Марию больше, чем жизнь, но даже под угрозой разлуки с ней не может заставить себя выполнить католический обряд венчания. Готов простить любимую за то, что она бросила его, но будет считать ее мертвой, если она духовно предаст его с лицемерным святошей, у которого показное благочестие не может прикрыть неразборчивость в накоплении капитала, изменение политических взглядов.

Даже перед угрозой краха своей артистической карьеры, изгнания из общества, отказа родных в элементарной поддержке, перед угрозой одиночества и бедности он не будет изменять своим принципам.

Для Ганса порядочно появиться незваным на вечер к родной матери и набить карманы сигаретами, предназначенными для гостей, стараться одолжить денег у отцовской любовницы или петь куплеты на вокзале. Это намного порядочнее, чем, будучи лютеранами, на угоду бюргерам отдать сыновей в католическую школу.Это менее аморально, чем во имя фальшивого патриотизма в последние дни войны отправить на фронт (насмерть!) дочь-гимназистку, так как «каждый обязан сделать все возможное, чтобы прогнать с нашей священной немецкой земли пархатых янки», и потом даже не знать, где ее могила.


Это честнее, чем радушно принимать «своего человека» в доме - Шницлера, что выдает себя после войны, как борец движения сопротивления, пострадавшего от нацистов, хотя именно он настоял на том, чтобы отдать Ганса в нацистский Юнгфольк, а Генриетту - в «Союз немецких девушек». Герои романа легко изменяют свои взгляды и принципы, веру и убеждения. Терпимость окружающих к новым «ролям» друг друга для Ганса похожа на поведение жительниц домов разврата.

Все столкновенья Ганса с семьей и окружающими - это попытка человека сохранить свое достоинство и независимость, противостоять назойливым домогательствам мира, в котором он родился и который требует от него только одного: покорись! Он отчаянно упирается и все-таки попадает в трагическую зависимость от этого мира. Роман рассказывает о безвыходном одиночестве и страданиях Ганса Шнира, о трагической судьбе человека, который хотел быть собой, а стал жертвой господствующих условностей.

Клоун решает выступать на вокзале, петь под гитару. Им руководит не простое желание заработать на кусок хлеба - он ищет самовыражение. Это тоже способ бросить вызов обществу. Символично, что даже его грим - грим артиста - в тот вечер на улице не единственный: в городе карнавал, и все будто изменились…

Правда, Шнир-Клоун своей песней заставит их показать себя в истинном обличии. Такими, как он их видит. Глазами клоуна.