Вот прочитано в классе стихотворение «Незнакомка». Первое же четверостишие с беспощадной реалистичностью воспроизводит неприглядность, почти безобразность действительности. Чтобы углубить эмоционально-эстетическую оценку поэзии Блока, обратимся к анализу особенностей стихотворной речи. Четырехстопный ямб, сведенный в строфы с перекрестно расположенными рифмами, характеризуется своеобразным сочетанием ударений в окончаниях стиха и фонетической организацией рифмы. В четверостишии сочетаются дактилические (ресторанами - пьяными, единственный - таинственный) и мужские (глух - дух, отражен - оглушен) окончания стиха, создающие внутреннюю интонационно-ритмическую завершенность каждой строфы.
В драматическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бытом возникает романтически возвышенное любовное переживание, рождающееся в душе лирического героя. Одухотворенность лирической героини Блока воспринимается учащимися как протест чистой и возвышенной души против мира пьяниц, котелков, присяжных остряков. Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе лирического героя конфликта, сколько в контрастной несовместимости мира «пьяниц с глазами кроликов» и женского облика, несущего в себе «древние поверья» и очарование «дальних берегов». Исторически конфликт может быть разрешен, поэтическую несовместимость преодолеть невозможно. И в этом сложном духовном столкновении в стихотворении возникает мотив глухой и заветной, доверенной герою тайны («Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…»).
Заключительные строки нуждаются в особенно тонком и искусном комментарии. Выявим скрытую сущность блоковских строк. Заманчиво истолковать видение Незнакомки и «очарованную даль» как мимолетный мираж, как сознательно навеянный самообман. К такому выводу обычно приходят Читатели в самостоятельных рассуждениях.
Чтобы ощутимее стала для десятиклассников всепроникающая власть духовности блоковской поэзии, непреходящее обаяние его героинь, чуждых серой обыденности, приведем сокровенное признание Эдуардаса Межелайтиса из его лирического дневника: «Прекрасная Дама потом превратилась в Незнакомку («…и очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу…»), которая все дальше заманивала меня в неведомый поэтический мир, суля необычайный колдовской поцелуй. Моя Прекрасная Дама - Незнакомка - Поэзия, пока я пишу, тихо стоит у меня за спиной, вглядываясь в каждое слово».
Для духовных наследников Блока его лирическая героиня олицетворяет Поэзию. Но ведь «истина в вине» - клич «пьяниц с глазами кроликов». Возможно ли это решение для лирического героя, который живет в ином мире - «странной близостью закованный»? И тогда - что же это значит: «в моей душе лежит сокровище», «ключ поручен только мне»? Не есть ли это право поэта на иную жизнь, иную судьбу и даже иную действительность, воссозданную в его воображении («иль это только снится мне»), но более реальную, более похожую на подлинную жизнь и на правду, чем выморочная «скука загородных дач».
Видимо, каждый должен решить «поэтическую тайну» «Незнакомки» для самого себя. Любовь и красота для Блока - наивысшее проявление человеческого духа, они исполнены всепобеждающей очистительной силой. Красотой поэт измеряет реальность действительности, и сама она для него - высшая реальность.
Отметим, что новый взлет в творчестве Блока связан с бесконечно дорогой поэту темой родной земли, неизменной любовью к ней. Искренние слова о Руси - одна из главных сил, определивших весь его творческий путь. Лучший комментарий к стихотворению «Россия» (1908) - признания самого поэта в письме к Станиславскому: «…стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.