В школах и классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля знакомство учащихся с творчеством Валерия Яковлевича Брюсова начинается еще в шестом классе. В школьной программе для этих учебных заведений для обязательного изучения на уроках литературы указаны такие произведения Брюсова: "В башне", "Сонет к форме" (6-й класс), "В глуби тайные Вселенной..." (8-й класс), "Огненный ангел" (11-й класс)2. Причем ученики уже шестого класса должны уметь рассказать о своеобразии использования в рассказе "В башне" сна как средства фиксации исторической памяти.
Сновидения в литературе - тема, сложная для изучения, и эта статья поможет разобраться учителю и ученику в ее освоении при изучении романа Валерия Брюсова "Огненный ангел". Сны в романе неразрывно связаны со странными и таинственными событиями, происходящими с главными героями романа - Рупрехтом и Ренатой. Поэтому сновидения в статье ставятся в более широкий контекст всего таинственного, магического. Сама любовь становится в романе магическим явлением, а любовная тема неразрывно связана с авторским интересом к тайнам природы и человека.
Роман был впервые опубликован в 1907 - 1908 гг. Исторический роман с традиционной любовной интригой и перекличками с современностью, - так охарактеризовала его исследовательница творчества Брюсова З. И. Ясинская. В то же время ведется речь об исторической стилизации: "Историческая стилизация подчеркнуто выступает как в "Предисловии русского издателя" и "Посвящении женщине" на латинском языке (без перевода), так и в "Предисловии" самого автора записок, комментирующего длинное повествовательное заглавие, как то принято было в старинных повестях"3.
По нашему мнению, это не только и даже не столько традиционно исторический роман, сколько роман, для которого история является материалом любовной драмы и драмы, связанной с таинственными явлениями природных сил и человеческой психики, которые всегда интересовали Брюсова. В то же время роман Брюсова - это философский роман о познании, что уже можно считать доказанным исследователями творчества Брюсова. Любовь для символистов - всегда познание, путь к высшему смыслу. Любовное познание в романе весьма прихотливо связано с познанием высших сил. Главный герой Рупрехт стремится проникнуть в тайны Вселенной любой ценой, в том числе и с помощью сделки с дьяволом. "Таким образом, Брюсов конструирует сложную модель не только исторического сознания, но и модель произведения о познании, и на службу этой задаче он ставит все: любовь, исторические факты, исторические и частные судьбы, психологию, философию позитивную и оккультные науки".
В романе Архиепископу Трирскому предстоит однозначно ответить на вопрос: кто действует в монастыре святого Ульфа, ангел или дьявол. В новой ереси повинна сестра Мария - Рената, главная героиня романа, которую одни считают святой, другие - ведьмой. Последние признают вдохновляющего ее ангела Мадиэля дьяволом. Ю. М. Лотман рассуждал о своеобразии средневековых представлений о ведьмах. Ведьмами считались женщины, организованные в опасное меньшинство, вызывающее страх. Причем обвинителей привлекала сама противоположность качеств жертв: старость и юность, уродство и красота, т. е. ярко выраженные свойства5. Рената как раз является носительницей этих свойств, и даже сочетает в себе попеременно красоту и уродство, неправильность черт и особое очарование.
Сестру Марию сопровождают чудесные явлния: под ее руками распускаются на зимних стеблях цветы, в темноте становится виден нимб вокруг головы, во время молитвы вокруг нее раздается пение невидимых существ. Подобные явления описаны в житийной литературе, в житиях Екатерины Сиенской, Терезы Авильской. Также ей сопутствуют стуки и грохот, явления, обычно сопровождающие медиумов, посредников между людьми и духами, а также святых во время искушения, т. е. она испытывает воздействие божественных и демонических сил одновременно. Соблазн распространяется вокруг Ренаты, перекидываясь на сестер монастыря, которым являются образы прекрасных юношей, напоминающих ангелов, уговаривающих монахинь вступить с ними в плотскую связь.
Видения и призраки, припадки одержания у сестер, особенно усиливающиеся в сцене массового психоза в монастыре, говорят об активизации невидимого мира в любом месте, где находится Рената, бегство от этих явлений для нее невозможно. Брюсов отразил в своем романе интерес декадентских кругов к магии, спиритизму, ко всему, что касалось попыток человека вступить в контакт с оккультным (тайным) миром. А в образе Ренаты можно разглядеть черты Анны Рудольфовны Минцловой, тайной вдохновительницы Вяч. Иванова. Сам Брюсов относился к оккультизму (т. е. тайным наукам: магии, алхимии, гаданиям и т. д.) неоднозначно. С одной стороны, ему были интересны как исследователю новые веяния, но в то же время он оценивал их с изрядной долей иронии.
Рупрехт как человек рационального склада ума не может определенно отнести все происходящее с ним ни к "страшной правде", ни к "не менее страшным кошмарам или только к "помышлениям", поэтому, воздерживаясь от однозначного решения, пересказывает все так, "как если б то была явная действительность". В этой оговорке содержится авторская попытка создать описание странствий разума.