Художественная структура новеллы Боккаччо отличается редчайшей размерностью, ее события динамические и законченные, большой роль бытовых и психологических деталей. Боккаччо прославил новеллу как жанр, выделив ее главный жанросоздающий компонент - неожиданную развязку, благодаря которой смысл новеллы сконцентрирован в одном событии. Новеллистические окончания у Боккаччо чаще всего демонстрируют человека в неожиданном для него ракурсе, больше того, неожиданное окончание часто передает изменения в сознании, душе, вообще в психологии человека, которые произошли во времена Возрождения.

Концепция человеческой личности у автора «Декамерона» целиком гуманистическая, личные заслуги человека он ценит больше, чем принадлежность к благородному роду. Сама любовь, которая у Боккаччо всегда гармонично объединяет плотское и духовное начала, является выражением человечности. Изображая эпизоды жизни, психологию характеров, Боккаччо не сторонится и поучительности. Его десять персонажей из обрамляющей новеллы высказывают свои мысли по поводу новелл, эти десять персонажей - голос автора, в размышлениях которого могут встречаться и противоречивость, и разногласия.




Стиль рассказа в «Декамероне» просторечный, близкий к разговорному, со значительным количеством бытовой лексики, хотя в его употреблении автор знает меру. Если можно сказать, что Данте создал язык итальянской поэзии, то Боккаччо создал язык итальянской прозы, почти неизменяемый со времен «Декамерона». Новелла Боккаччо широко вводит диалог, что было его художественным новаторством, он настолько богат на события, что драматурги много раз заимствовали сюжеты из «Декамерона» для своих драм. Драма В. Шекспира «Цимбелин» и комедия «Конец - делу венец» написаны по новеллам Боккаччо (девятая новелла второго дня и девятая новелла третьего дня), в комедиях Лопе де Веги, Ж.Б. Мольера использованы элементы фабул Боккаччо.

Композитор Д. С. Бортнянский написал оперу на сюжет новеллы о соколе - «Сокол» (1786). Ранний Ренессанс еще не создал реалистического художественного метода, но проложил ему путь и имел определенные весомые достижения, которые и позволяют говорить о реализме Боккаччо в «Декамероне». Здесь есть признаки социального реализма, «высмеивание привилегий различных слоев» (Б. Храпченко), и хотя глубокие психологически развитые характеры еще отсутствуют, нет их развития, но отчасти психологическая аргументация очень точная. Итальянского писателя-гуманиста роднит с В. Шекспиром редчайшее разнообразие жизненных картин, объединение трагического, драматического, комического, веселого в этих малых фресках, которые суммарно составляют широкую панораму жизни эпохи раннего Возрождения. После «Декамерона» писатель уже не создал ничего значительного.