Довольно важное место в процессе развития английского реализма занимает творчество Шарлоты Бронте. В романах «Джейн Эйр» (1847) и «Шерле» (1849) она подвергла резкой критике государственные учреждения, показала правдивую картину системы образования и положение социально незащищенных слоев.

Романы Ш. Бронте считают вариациями автобиографии. Дочь провинциального многодетного пастора рано испытала бедность. Ее мать, братья и сестры умерли от туберкулеза. Пансион для сирот помог получить образование и заодно открыл перед будущей писательницей те скрытые ужасы британской социальной жизни, которые не попадали на страницы печати.

Бронте прошла через увлечение романтизмом, и потому в ее реалистическом романе ощущается влияние «искусства образов». Но ее герои, всегда являются представителями не романтических слоев: гувернантки, учительницы, священники, мелкие предприниматели. Если в «Джейн Эйр» любовь бедной гувернантки и блестящего (хотя и слепого) графа Рочестера заканчивается патетичным и счастливым финалом, то в романе «Виллет» (1853) мы видим психологически правдивую картину любви молодой девушки. Т. е. в творчестве Ш. Бронте виден путь от романтизма к реализму. Джордж Эллиот писала: «Сегодня я спустилась с небес на землю. Читала «Виллет».

Вообще английский классический реализм отличается сосредоточением на проблемах греха и морали, несет в себе сильное христианское влияние. Названная особенность является непременной чертой викторианской эпохи, которая названа в честь правления королевы Виктории (1837 - 1901).

Викторианская эпоха считается одной из ведущих в истории Англии. Это было время максимального могущества Великобритании, которая колонизировала чуть ли не половину мира. Именно тогда было окончательно сформировано национальное лицо англичан с его опорой на традиционализм. Для викторианства характерна направленность к христианским, семейным и народным идеалам. Такой была государственная политика во время правления одной из самых любимых королев Британии - королевы Виктории.

Начиная с 30-40 годов английские романтические школы начинают терять доминирующие позиции в искусстве, а в 50-60 годах реалистические тенденции получают конечную победу, хотя романтизм продолжает существование, постепенно переходя в стадию неоромантизма (Кэролл, Стивенсон, «Братство прерафаэлитов» ).

Похожие сочинения

  1. Творчество сестер Бронте
    Творчество каждой из них — по-своему значительное и яркое явление в развитии английской романистики в переходный период с конца 40-х годов XIX ст. до последующих десятилетий. В произведениях сестер Бронте отобразились характерные особенности времени:...смотреть целиком