Страница: [ 1 ]  2  3  

Почти все творчество Михаила Булгакова в какой-то степени автобиографично. Во всяком случае, к таковым можно отнести все его романы, значительную часть пьес, некоторые повести и рассказы. И в то же время строго автобиографических сочинений, из которых можно было бы составить полное жизнеописание писателя, у Булгакова нет, ибо художественный вымысел и неистребимая фантазия художника неизменно присутствуют в его произведениях. Поэтому при выборе сочинений, претендующих на место в специальный \"автобиографический\" том, неизбежен некоторый субъективизм составителя.
Включенные в настоящий сборник произведения писателя расположены в строгой последовательности (за некоторыми исключениями), которая определялась хронологией событий, описываемых в этих произведениях. Тем самым сделана попытка представить читателю как бы последовательное авторское художественное жизнеописание или, проще говоря, художественный рассказ писателя о самом себе.
Открывается сборник \"Записками юного врача\" и \"Морфием\", в которых идет повествование о событиях, происходивших в 1916-1917 годах.
История написания этих рассказов пока изучена слабо. Существуют весьма интересные предположения на эту тему, но они не подтверждены достаточно точными данными. В связи с этим представляется целесообразным последовательно изложить имеющуюся информацию по этому вопросу.
Исключительную ценность представляют воспоминания Татьяны Николаевны Лаппа, первой жены писателя, которая находилась рядом с Булгаковым в селе Никольском и в Вязьме в 1916 - начале 1918 гг. Она вспоминает: \"Когда мы после Никольского попали в Вязьму, Михаил начал регулярно по ночам писать. Сначала я думала, что он пишет пространные письма к своим родным и друзьям в Киев и Москву. Я осторожно спросила, чем он так занимается, на это он постарался ответить уклончиво и ничего не сказал. А когда я стала настаивать на том, чтобы он поделился со мною, Михаил ответил приблизительно так: \"Я пишу рассказ об одном враче, который болен. А так как ты человек слишком впечатлительный, то, когда я прочту это, в твою голову обязательно придет мысль, что в рассказе идет речь обо мне\". И конечно же не стал знакомить с написанным, несмотря на то, что я очень просила и обещала все там понять правильно. Название же этого рассказа запомнила: \"Зеленый змий\".
В этих воспоминаниях все вроде бы логично, за исключением названия рассказа. Ведь речь идет казалось бы о сочинении, которое сам Булгаков называл \"Недугом\". И по времени все совпадает, поскольку к морфию Булгаков пристрастился еще в Никольском, а в Вязьме его страдания стали почти невыносимыми. И ночная его работа была, видимо, связана с фиксацией наблюдений над самим собою. Поэтому-то он и страшился написанное прочитать жене.
И все же Т.Н. Лаппа уверенно указывала на название рассказа - \"Зеленый змий\". Мы можем в связи с этим высказать лишь свое предположение: Булгаков работал в Вязьме не только над \"Недугом\", но и над другими рассказами, и в их числе и над \"Зеленым змием\". Это предположение тем более основательно, что Н.А. Земская, сестра писателя, однажды упомянула в своих воспоминаниях, что Булгаков еще в студенческие годы написал рассказ \"Огненный змий\".
Переехав в начале 1918 года в Киев, Булгаков продолжил писательскую работу. Об этом есть упоминания и у Т.Н. Лаппа и у Н.А. Земской. \"Когда приехали из земства, - вспоминает Татьяна Николаевна, - в городе были немцы. Стали жить в доме Булгаковых на Андреевском спуске... Михаил все сидел, что-то писал. За частную практику он не сразу взялся\". Как бы продолжая эти воспоминания Надежда Афанасьевна отмечает: \"В Киев в 1918 году он приехал уже венерологом. И там продолжал работу по этой специальности - недолго. В 1919 году совершенно оставил медицину для литературы\". Не менее важны и воспоминания об этом периоде и близкого друга писателя А.П. Гдешинского, писавшего: \"Помню, Миша рассказывал об усилиях по открытию венерических отделений в этих местах (в Никольском. - В.Л.). Впрочем, об этой стороне его деятельности наилучше расскажет его большая работа, которую он зачитывал в Киеве... Этот труд, как мне кажется, касался его деятельности в упомянутом Никольском и, как мне кажется, - не без влияния Вересаева...\"
Все эти свидетельства со всей очевидностью указывают на то, что Булгаков, находясь в Киеве в 1918-1919 годах, систематически занимался литературой. Более того, как показывают последние исследования, в эти годы он довольно активно сотрудничал в киевских газетах, публикуя там свои статьи и репортажи (к сожалению, пока отсутствуют глубокие исследования по этой важной теме). Поэтому совершенно логичной представляется его репортерская работа в кавказских газетах (осень 1919 - начало 1920 года), куда он был заброшен после вступления в Добровольческую армию.
Булгаковские письма из Владикавказа содержат богатую информацию о его писательской и репортерской работе, в том числе и киевского периода. 1 февраля 1921 года: \"...работаю днями и ночами. Эх, если бы было где печатать!.. Пишу роман, единственная за все это время продуманная вещь\". 16 февраля: \"У меня в 13 (речь идет о доме на Андреевском спуске. - В.Л.) в письменном столе две важных для меня рукописи: \"Наброски земского врача\" и \"Недуг\" (набросок) и целиком на машинке \"Первый цвет\". Все эти три вещи для меня очень важны... Сейчас я пишу большой роман по канве \"Недуга\". Конец февраля: \"... в Киеве у меня остались кой-какие рукописи - \"Первый цвет\", \"Зеленый змий\", а в особенности важный для меня черновик \"Недуга\". И в других письмах из Владикавказа упоминались \"Недуг\", \"Зеленый змий\" и \"Первый цвет\".
Из этих писем вырисовывается ясная картина с \"Недугом\" и \"Первым цветом\" (по названиям, конечно, а не по содержанию) и совершенно непонятна ситуация с \"Набросками земского врача\" и \"Зеленым змием\" - самостоятельные ли это сочинения или речь идет о двух названиях одной и той же вещи...
Переехав осенью того же года в Москву, Булгаков не бросил работу над начатыми ранее сочинениями, хотя условий для этого не было абсолютно никаких. В письме к матери от 17 ноября он сообщал: \"По ночам урывками пишу \"Записки земского врача\". Может выйти солидная вещь. Обрабатываю \"Недуг\". Но времени, времени нет! Вот что больно для меня!\" Весьма важным является следующее дневниковое свидетельство Ю.Л. Слезкина: \"По приезде своем в Москву мы опять встретились с Булгаковым, хотя последнее время во Владикавказе между нами пробежала черная кошка... Жил тогда Миша бедно, в темноватой, сырой комнате большого дома на Садовой... Читал свой роман о каком-то наркомане и повесть о докторе - что-то очень скучное и растянутое...\" Любопытна и еще одна запись в дневнике Слезкина о владикавказском периоде: \"...во Владикавказе Булгаков поставил при моем содействии... \"Братьев Турбиных\"... Действие происходит в революционные дни 1905 года, в семье Турбиных - один из братьев был эфироманом...\" Так что тема, связанная с психологией наркомана, в течение нескольких лет разрабатывалась Булгаковым.
И все же на этом обрывается информационная нить о работе Булгакова над сочинениями \"медицинского\" цикла. Несколько лет о них фактически не было упоминаний (вернее, пока такие сведения не найдены) и лишь в 1925 году в печати стали появляться рассказы, подготовленные на основе имевшегося у писателя богатейшего \"земского\" материала. Из тех же \"запасов\" родился и \"Морфий\". Некоторые исследователи полагают, что повесть \"Морфий\" есть не что иное, как усеченный \"Недуг\", но эти умозрительные заключения могут быть существенно подправлены при выявлении подлинных рукописей или иных первоисточников.


Страница: [ 1 ]  2  3  

Похожие сочинения

  1. Время и судьбы русской интеллигенции (по произведениям М. Булгакова)
    М.А. Булгакова невозможно представить вне его эпохи, вне времени, в котором он жил, вне милой его сердцу интеллигентской среды. После октябрьского переворота стала проявляться тенденция к разделению русской интеллигенции на две группы. Одна группа безоговорочно...смотреть целиком
  2. Жизнь и творчество Михаила Булгакова  Новое!
    15 мая 1891 года в Киеве, в семье учителя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, который служил в киевской цензуре, родился сын Михаил. Мать, Варвара Михайловна, была сильная, волевая женщина, на которую легло все бремя воспитания детей (кроме...смотреть целиком
  3. Личность М . А . Булгакова
    Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач,...смотреть целиком
  4. Жизненный и творческий путь
    Цель: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути м. а. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы;...смотреть целиком
  5. Последние годы жизни Булгакова
    Жизнеописания писателей не зря кончают рассказом об их последних словах, часто высказанных в том состоянии, когда сознание меркнет, а память истончается. Мы воспринимаем смерть писателя именно «как последний творческий акт» и потому с жадным интересом...смотреть целиком
  6. Булгаков о вечных ценностях  Новое!
    Сравнивая роман М. А. Булгакова Белая гвардия с его пьесой Дни Турбиных, нельзя не обратить внимание на одно странное обстоятельство. Герой пьесы Алексей Турбин последовательно вбирает в себя трех персонажей романа. Внаҹале, у себя дома, его...смотреть целиком
  7. Литературно мемориальный музей Михаила Афанасьевича Булгакова  Новое!
    В 1989 году в Киеве на Андреевском спуске, в доме номер 13, знаменитом Доме Турбиных, был открыт литературно-мемориальный музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Коллекция музея посвящена, в первую очередь, «киевскому Булгакову». Сегодня она составляет...смотреть целиком