Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимаем Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду: «Сосед этот оказался маленького роста, пламеннорыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. «Совершенно разбойничья рожа!» – подумала Маргарита»

Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля.
Азазелло также изобрёл крем, который он дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает её новой, ведьминой красотой.

В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

Похожие сочинения

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  2. Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»
    В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех Евангелиях и апостольских посланиях. В. И. Немцев пишет: «Иешуа - это авторское воплощение в дела...смотреть целиком
  3. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...смотреть целиком
  4. Особенности системы образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  Новое!
    1. Две сюжетных линии романа. 2. Роман о Понтии Пилате. 3. Роман о судьбах Мастера и Маргариты. 4. Двойники и антиподы в романе. 5. Сложное единство композиции и системы персонажей. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ставший программным...смотреть целиком
  5. «Творческий союз» МАССОЛИТ
    Среди «последних похождений» Бегемота и Коровьева – посещение ресторана писательского «Грибоедова». «Вы писатели?» спросила гражданка, которая в толстую конторскую книгу записывала входящих в ресторан «неизвестно для каких причин», «Ваши удостоверения?»...смотреть целиком
  6. Как же создан образ Маргариты
    В моей работе я вновь обращаюсь к роману М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита ". В предыдущей работе для исследования был взят образ кота Бегемота, образ перефирийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало,...смотреть целиком
  7. Что такое истина? (по роману «Мастер и Маргарита»)
    В романе есть лишь единственный эпизод – отголосок чудес, совершаемых Иисусом и описанных в Евангелиях. «Что такое истина?» – этот вопрос Пилата относится к диалогу Иисуса и Пилата в Евангелии от Иоанна: «Пилат сказал ему: «Итак, Ты царь?» Иисус отвечал:...смотреть целиком