«Мастер и Маргарита» — величайшее произведение М. А. Булгакова.

Первоначально роман был назван «Инженер с копытом», что указывало на основную тему — приезд «нечистой силы» в столицу. Окончательное название определяет реально существующих главных героев.

Автор обращается к библейским мотивам, что послужило причиной резкого осуждения. Считали даже, что Булгаков осквернил святую легенду…

«Мастер и Маргарита» — роман о трагедии любви, притом трагедии безысходной», — пишет в своей книге «Свет художника» критик В. М. Акимов.

Главные герои присутствуют как бы в единстве. Образ женщины, любимой Мастером, возникает и тогда, когда он остается один, и тогда, когда рассказывает Ивану историю своей жизни. Воспоминания о возлюбленной не дают Мастеру покоя.

Многие исследователи творчества М. А. Булгакова считают, что главный герой — двойник самого автора, но в то же время личность независимая. Маргарите сам писатель отвел роль ту же, что играла в его жизни жена, Елена Сергеевна, но, конечно, и особую, выходящую за рамки реального быта.

История с романом, который пишет Мастер, — это история произведения Булгакова, его романа «Мастер и Маргарита».

Жизнь требует от Мастера умения бороться за свою Книгу. Но он — лишь служитель истины, не герой. Он отказывается от романа, сжигает его, падает духом. Маргарита ведет ту борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отрешился любимый человек. Она умеет сражаться. Собственную слабость и страх женщина преодолевает, побеждает даже обстоятельства, потому что верит в талант Мастера. Маргарита сама творит свою судьбу, хотя и ожесточают ее страдания. Она по-настоящему любит, потому что готова на все. Ей помогает случай: силы тьмы наделяют ее сверхъестественными свойствами — летать и быть невидимой. «Ведомство» Воланда служит ей… Характер этой очень активной героини противоречив: всепоглощающая любовь к Мастеру и ожесточение против всего окружающего мира.

Рассказ о любви дорогих автору героев ведется бережно, умиротворенно, ирония в посвященных им главах совершенно отсутствует.

Состоятельная, живущая в комфорте, обожаемая мужем женщина нашла его, человека из убогой подвальной квартирки, одинокого, замкнутого, не красавца… Но именно он нужен был ей. Поэтому, наверное, черные дни, когда Мастер был разгромлен критиками, не погасили их любви. Затем дорогой и столь необходимый человек тяжело заболел и исчез на многие месяцы.




Маргарита, оставшись одна, ни на минуту не забывала его. Иногда ей приходило в голову, что Мастера уже не будет вообще, и тогда она лишь просила его мысленно о том, чтобы он ушел из ее памяти.

Дальше — необыкновенное. Любящая женщина думает, что заложила бы дьяволу душу, только бы появилась возможность узнать о Мастере. И посланец темной силы оказывается вдруг рядом. Потом происходит непонятное — с чудодейственным кремом, которым нужно натереть тело, с половой щеткой, рвущейся из рук в окно, и т.п. В Маргарите просыпается ведьма, она испытывает чувство свободы: дурачится, разыгрывает Николая Ивановича, отыскивает квартиру главного врага Мастера — критика Латунского, учиняет в ней погром. Словом, бесчинствует и успокаивается только тогда, когда встречает на своем пути ребенка…

Вслед за тем — полет в лунной ночи и подготовка к балу, к Великому Балу сатаны, где она королева…

Читаешь страницы, посвященные Маргарите, и так хочется назвать их поэмой… Во время полета ее в гостях у Воланда за ней следит любящий взгляд автора, в котором не просто нежность к ней, гордость за нее, но и благодарность за Мастера, которого она возвращает из небытия силой своей любви.

Для прекрасной женщины с ее неземным чувством и ее возлюбленного — творческого человека, Мастера, Булгаков приберег счастливый финал: их ожидает вечный покой. Вот Маргарита ведет дорогого ей мужчину к их вечному дому… Она говорит, что дали его Мастеру в награду. Она обещает, что те, кого он любит, кто его не тревожит, будут приходить к нему. Сон укрепит его нервы, он станет рассуждать мудро. Любимая женщина обещает быть всегда рядом, беречь покой Мастера. И он вновь становится сильным, обретает свободу.

Мастеру Маргарите даруется вечность… Чувствуется какая-то неземная печаль. Наверное, это печаль смерти…

Но есть и обещание бессмертия: Мастеру суждена такая же долгая жизнь, как и самому писателю.

К высотам истинной человечности, думается, возносит душу Любовь. Она преодолеет все преграды. Об этом и хотел сказать М. А. Булгаков.

Похожие сочинения

  1. Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите»
    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” — это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...смотреть целиком
  2. Ершалаимские главы у Булгакова  Новое!
    Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека:...смотреть целиком
  3. Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»
    В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех Евангелиях и апостольских посланиях. В. И. Немцев пишет: «Иешуа - это авторское воплощение в дела...смотреть целиком
  4. Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А.
    Жизнь поэта — только первая часть его биографии; другую и более важную часть составляет посмертная история его поэзии. В. О. Ключевский Под финалом понимается последняя глава романа «Прощение и вечный приют» и эпилог. В них писатель заканчивает рассказ...смотреть целиком
  5. Любовь и творчество в "Мастере и Маргарите"
    К Маргарите и Мастеру любовь приходит в расцвете их жизни и к сожалению становится зависимой от книги Мастера. Когда на Мастера нападают критики из "Литературного общества", для него жизнь теряет всякий смысл - он человек для какого ничто...смотреть целиком
  6. Проблема творчества в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А.
    Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Л. А. Блок Роман «Мастер и Маргарита» построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На первый...смотреть целиком
  7. Бегемот 3
    Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой...смотреть целиком