Я хочу рассказать вам о замечательном романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита. Существуют книги, которые недостаточно прочитать один или два раза. Человек всю жизнь как бы поднимается по невидимой лестнице, поднимается неравномерно, то бегом, то застывая на месте. Он может несколько лет не продвигаться вверх и способен за один час преодолеть несколько ступеней. Это движение называют по-разному: духовный путь, нравственное совершенствование и т.д. На каждой из таких ступеней у человека некоторым образом меняется представление о Боге и дьяволе, о добре и зле, о мире в целом и обо всем, что его составляет. И чем выше поднимается человек, тем глубже он понимает книги, которые читает. Я не знаю, сможет ли человек полностью постигнуть смысл какого-то литературного произведения. Никто ведь и не может сказать, например, что такое смерть: итог духовного пути или его продолжение. При переходе на другую ступень развития в Данный текст предназначен только для частного использования - момент переоценки идеалов человеку необходимо перечитывать книги, подобные роману Булгакова Мастер и Маргарита. Чтобы более объективно оценить собственную модель мира, человек должен знать, каким видят мир другие люди. Конечно, почти в любом произведении искусства автор предлагает свою модель мира. Но в романе Мастер и Маргарита она показана наиболее полно. Как же устроен мир, в котором живут герои Булгакова?

В романе присутствуют четыре разных мира: земли, тьмы, света и покоя. Земной мир складывается из двух пластов: московского и ершалаимско-го. В Ершалаиме развертывается действие Евангелия от сатаны. Булгаков подчеркивает, что события, описанные в традиционных Евангелиях, не соответствуют истине. Истинные события открыты только сатане, Мастеру и Ивану Бездомному. Остальные лица, которые рассказывают о событиях в Ершалаиме, немедленно начинают искажать истину. Пергамент Левия Матвея сыграл плохую роль в судьбе Иешуа, потому что слова Учителя о разрушении храма Левий понял буквально. Знание истины доступно или высшим силам, или избранным людям.

Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа Га-Ноц-ри, представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет. Он просто наблюдает за этим миром со стороны. Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме. Воланд и его свита показывают лицемерного Семплеярова, слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочисленны. Не следует, однако, забывать, что Воланд сатана. Сколько бы добра он ни сделал, он продолжает оставаться дьяволом. Каковы его взаимоотношения со светлыми силами?

В романе Мастер и Маргарита зло не подчиняется добру. Эти две силы равноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту: Он прочитал сочинение Мастера... и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Иешуа просит Воланда об услуге, а не приказывает ему. Так одним словом Булгаков выражает отношения между добром и злом в своем романе.
В произведении существуют не только тьма и свет, но и мир покоя. Покой это какое-то промежуточное состояние между тьмой и светом. Миром покоя заканчивается путь Мастера и Маргариты.

По словам Левия Матвея, Мастер не заслужил света. Мастер не смог пройти несломленным через все испытания. Он говорит Воланду: Он мне ненавистен, этот роман... я слишком много испытал из-за него. Мастер отказывается продолжать свой роман, отказывается бороться за него. Но то, что он мог написать этот роман, возвышает Мастера над остальными людьми, подвластными сатане. Не заслужив света и поднявшись выше тьмы, Мастер достоин покоя. Гораздо сложнее определить место Маргариты. Чтобы спасти Мастера, она заключила сделку с дьяволом и не только продала ему душу, но и согласилась быть хозяйкой на балу у сатаны. Если Мастер по праву заслужил мир покоя, то Маргарита, казалось бы, должна остаться во власти Воланда. Поэтому Левий Матвей так уверенно передает Воланду просьбу наградить покоем Мастера и вдруг умоляет Воланда о такой же участи для Маргариты: Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, в первый раз моляще обратился Левий к Воланду. Мастер и Маргарита не следуют за Воландом в царство тьмы. Но их путь расходится и с дорогой Иешуа и Пилата, которые поднимаются по лунной лестнице к свету. Мастеру и Маргарите суждено жить в мире покоя.

Такова, по-моему, модель мира, созданная Булгаковым в романе Мастер и Маргарита. Разумеется, моя оценка субъективна. На разных этапах я в чем-то соглашаюсь с Булгаковым, в чем-то нет. Но я смотрю сейчас на этот роман со своей ступеньки. Пройдет время, я снова прочитаю книгу, и мир булга-ковского романа будет увиден мной совсем по-другому. И в переломные моменты моей жизни я неизменно буду возвращаться к роману Булгакова Мастер и Маргарита.

Похожие сочинения

  1. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  2. Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так
    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...смотреть целиком
  3. Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...смотреть целиком
  4. Размышления о любви в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Мастер пишет роман, Маргарита – единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным,...смотреть целиком
  5. Три мира в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Троиҹность есть наиболее общая характеристика бытия. П. Флоренский Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит к тем произведениям, которые хоҹется и обязательно нужно переҹитывать, ҹтобы...смотреть целиком
  6. Последние строки романа «Мастер и Маргарита»
    На протяжении 1928-1940 годов M. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух: о свободе, христианских заповедях, независимости творчества, силе человеческого духа. Булгаков, как и любой...смотреть целиком
  7. О силе и слабости любви (по роману М. .А Булгакова «Мастер и Маргарита»)  Новое!
    Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви. Вл. Соловьев Роман «Мастер и Маргарита» —одно из самых ярких произведений М. А. Булгакова. Произведение стало его «лебединой...смотреть целиком