Страница: [ 1 ]  2  

Его мечты – наша реальность. Его слово – наш приказ. Его наказание – наша смерть. Его похвала – наша жизнь. Это его Мир. Всю свою жизнь человек ведет споры о том, что есть добро и зло, пытается четко разграничить эти понятия, проводит толстую линию между ними. Но время и реальность смывают эти границы, смешивает черное и белое на палитре нашей жизни. В литературе, как и в жизни, есть образ, с которым мы всегда связываем понятия добра, милосердия и сострадания, за спиною которого всегда свет и тепло – это образ Бога. А кто такой дьявол? Тьма, страх, смерть – это все он. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» не отрицает всех чувств, сопутствующих появлению дьявола, однако, хочет лишний раз доказать читателю, что обсалютных истин не существует, что у медали всегда есть оборотная сторона. Автор показывает Воланда человеком, с внешностью, казалось бы, обыкновенного гражданина, но ни один из жителей города не увидел его внутренней сущности. В этом была их ошибка. Мы видим общество жадных, мелочных и алчных людей, которые уже начали терять человеческий облик. И именно они становились объектом внимания Воланда. Чиновники, неприспособленные к жизни, попадали в нелепые, порой трагичные ситуации. Глупые люди, они были настолько напуганы, что долгое время не могли понять, что же происходит. В их головах не появилось и мысли о том, что они противны даже сатане, у него вызывают отвращение их жалкие попытки оправдать себя, сбросить все бремя ответственности за содеянное и «утопить» своих сослуживцев и знакомых. Мигель Сервантес сказал: «Кто не умеет пользоваться счастьем, не должен жаловаться, когда оно проходит». И это действительно так. Как это ни прискорбно звучит, но для этих людей деньги были счастьем. Они не смогли ими справедливо и правильно распорядиться, и расплата не заставила себя ждать. Я думаю, любой согласится, что в данном случае дьявол совершил вполне закономерный и добрый поступок, наказав их, тем самым облегчив жизнь другим людям. Он ясно дал понять, что ничто не проходит бесследно и час расплаты настанет всегда. А что же Мастер и Маргарита? Этим героям Воланд даровал счастье и вечную свободу. Нельзя отрицать того, что они действительно продали свои души дьяволу, но в данном случае не может быть полной уверенности в том, что поступили они неправильно. Они всю жизнь шли к этому счастью и всей душой желали его. Своим поступком они никому не причинили вреда, этот «договор» с Воландом останется только в их мыслях и сердцах. Они сами выбрали этот путь, ведь право выбора было, и ни один из нас не может упрекнуть дьявола в насилии или принуждении. Несмотря ни на что Маргарита не утратила своей доброты, сострадания. При встрече с Воландом сначала она просила «освободить» Фриду от тяжких оков ее собственной совести и кошмара, который преследует ее всю жизнь. Понтий Пилат – человек, который приговаривал людей к казни, по сути, распоряжался человеческой жизнью, обрел свободу только благодаря Маргарите. Когда животное бьют, глаза его приобретают человеческое выражение. Сколько же должен был выстрадать человек, прежде чем стал человеком? Сколько еще он должен бороться? Может быть не сатана является творцом зла, может мы сами его порождаем? Задумайтесь хоть на минуту, сколько негативных, злых мыслей и чувств накапливается в нас хотя бы за один прожитый день, и все это мы выплескиваем на наших родных и близких. Сами того не замечая мы злимся и раздражаемся по пустякам. А ведь можно просто отогнать это все, улыбнуться себе, врагу, всему миру и вспомнить о том, что солнце светит всегда, нужно лишь увидеть его за тучами. Роман Булгакова о великом и вечном противостоянии. Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел очень необычную смешную форму для выражения своих мыслей о бесконечной вражде мира, о смысле счастья, о покое и примирении. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым. История поставила писателя в более сложное положение. Булгаковский смех - это форма борьбы с его собственным настоящим. Удивительно, что он не агрессивен, в нем нет злобы, мести за растоптанную, исковерканную судьбу, за нищую жизнь, за несправедливость и за жуткие физические страдания. Да, конечно, в романе все летит к чертям в буквальном смысле. Степа Лиходеев отправляется в Ялту самым необычным способом в мире, горит Грибоедов и магазин для не совсем простых граждан. Глумливый Фагот с котом и примусом вволю потешаются над сотрудниками известного дома на площади, однако все это имеет невероятно сумбурный карнавальный оттенок. Это смех от всей души и от всего тела. Это открытый смех в голос над всем серьезным и самым страшным из того, что окружало писателя и его семью. Такой смех побеждает всегда. Он карает предательство, непорядочность, нечестность. Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявол для Булгакова, пожалуй, такая же реальность, как и богочеловек Иешуа. Они понятны ему и поэтому уже не страшны. Пугает другое: не объяснимая никакой логикой современная действительность, история, жизнь. Пугают безголосые насекомоподобные критики, звук шагов за окном, новости свежих газет, завтрашний день и будущее вообще. Где найти силы и где взять столько мужества, чтобы подняться с колен, подойти к столу и дописать роман до конца, до последней точки? Булгаков черпает эти силы у Мастера, Мастер - у Булгакова. Вместе они находят единственное действенное оружие против страшной и злобной Дряни, которая их окружает. Смех, словно очень яркий свет, всякий предмет, всякую гадость, всякую вещь освещает, делает очень контрастной, и тогда становится понятно, что это пугающее нисколько не пугает, что оно ничтожно и -недостойно никакого бытия. булгаковский смех освобождает душу и возрождает для жизни, в чем растворяются страхи мира, уходят, остаются за бортом сознания. Легко понять, почему почти четверть века роман находился за запретом,- страшно было. Боялись серьезные люди Булгакова, боялись, что полетит все, как в романе, к чертям и они вслед. А больше боялись, что прочитают люди роман, посмотрят вокруг скажут: «А король-то голый!», захохочут в голос. Так и вышло. Так и произошло в конце концов. Смех всегда побеждает. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них — это тема дьявола, с этого, собственно, и начинается произведение.



Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего. Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и выделяются главные герои: Мастер и его будущий ученик Иван Бездомный. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту — главную героиню романа, которая тоже как муза явилась к Мастеру, без нее роман не был бы написан. Так же как и у Булгакова явилась на свет «главная книга» Мастера — произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой Главной книгой для Булгакова стал роман «Мастер и Маргарита», который он писал в течение 12 лет! С 1928 по 1940 год. Причем жизнь этой Главной книги не была такой гладкой, как кажется. Условия, в которых она создавалась, не были благополучными, но, по выражениям многих, важно то, что предназначение художника состоит вовсе не в борьбе за судьбу и благополучие, а в творчестве! Значит, Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: «Дописать раньше, чем умереть». Другими словами, он не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь. Но вернемся от Булгакова к его произведению и рассмотрим литературное общество Москвы, описанное им. Впервые с многочисленными представителями этого общества мы встречаемся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решавшее вопросы, никоим образом не относившиеся к творчеству или искусству.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Я прочитала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Теперь я уже никогда не смогу забыть ни Мастера, ни Маргариту, ни Иешуа, ни Понтия Пилата, ни Воланда. Как и у всех писателей, у Булгакова...смотреть целиком
  2. Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так
    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...смотреть целиком
  3. Почему мне понравился роман «Мастер и Маргарита»
    Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» является одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая...смотреть целиком
  4. Размышления о любви в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Мастер пишет роман, Маргарита – единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным,...смотреть целиком
  5. Почему в Москву явился Воланд (Роль потусторонних сил в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    Всем хорошо памятно начало романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Вскоре этим двоим, литераторам Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану...смотреть целиком
  6. Стремление к истине и добру в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Сегодня роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых читаемых произведений. И это не случайно, ведь роман раскрывает перед нами несколько нравственных тем. Главной среди них, на мой взгляд, по-прежнему остается тема борьбы добра и зла....смотреть целиком
  7. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности иначе — мы убьем свободу своими же руками…»
    «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком. И несколько...смотреть целиком