В первоначальном варианте роман «Мастер и Маргарита» был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения, которое должно по красоте своей затмить все, мгновения, за которое Мастер-Фауст отдал бы жизнь. История, рассказанная заново, а, значит, по-новому понятая…

…В полуподвальной тесной квартирке, затерявшейся где-то в глубине Москвы, живет Мастер, Он не замечает мелочей неустроенного быта, он захвачен вдохновением, он пишет Книгу. Именно так, с большой буквы, потому что книга эта не имеет названия («роман о Понтии Пилате»), потому что рассказывает она о вечном: о любви и предательстве, о жизни и смерти, о том, что всегда тревожило и заставляло трепетать человеческую душу. Сердце Мастера отдано любви. Именно она, Маргарита, участием и любовью помогала писать книгу. Именно она впервые и назвала безымянного до тех пор героя Мастером… Мастер счастлив, но счастье его было недолгим.

Туча, нависшая над Ершалаимом в день казни Иешуа, стала прообразом мрака, распростершегося над Мастером. Зло, казалось, победило. Роман сожжен, любовь потеряна. Сломленный Мастер находит пристанище в психиатрической лечебнице. Он слишком слаб, он не смог противостоять злу. Под натиском бед он не просто разрушил все, что досталось с таким трудом, он предал самого себя. Он почти ничего не помнит. И Маргарита, нашедшая его наконец, видит перед собой усталого и больного человека, в котором Мастера уже не узнать.«Рукописи не горят», и Воланд возвращает Мастеру его роман, подчеркивая, однако, что делает это ради Маргариты. Она оказалась сильнее Мастера, это она сохранила любовь и книгу, которые Мастер предал.

И когда душа Мастера наконец обретает покой, вместе с ним, увы, не приходит свет. Человек не только свободен в своих поступках, но и ответственен за них. Беды, обрушившиеся на Мастера, были «проверкой» его душевной силы, его чувств. Он этого экзамена не выдержал, как не выдержал его и Понтий Пилат, предавший Иешуа. «Самый страшный порок — трусость», — записал за умирающим Иешуа Левий Матвей. И, увы, Мастер струсил.

Закончилась игра высших сил, их новый эксперимент по поиску истины, новая попытка разобраться в человеческой душе. Мастер не достоин света — таков их приговор. Но, мне кажется, что покой, обретенный такой ценой, данный явно не из милости, тоже многое значит. Достоин ли Мастер света? Я отвечу вопросом на вопрос: а как поступил бы кто-нибудь из нас, окажись он на месте Мастера?

Похожие сочинения

  1. Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....смотреть целиком
  2. Тема ответственности в произведениях Булгакова
    Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества - роман ‘Мастер и Маргарита’ - вышел...смотреть целиком
  3. Наказание за грехи в романе «Мастер и Маргарита»
    В романе «Мастер и Маргарита» никто не совершает грехов по наущению. Свои грехи и свои преступления, большие или малые,— так же, как и свой подвиг,— каждый совершает сам, по собственному побуждению своей души. Конечно, весельчак Фагот запускает в театре...смотреть целиком
  4. Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы
    Свобода. Что мы понимаем под этим словом ? Для каждого она имеет разный смысл, Но я вижу две стороны “свободы” . Первая-это физическая свобода : ты независим в своих движениях . Вторая – это духовная независимость, свобода мысли .Эта тема часто встречается...смотреть целиком
  5. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
    Мне хотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу. Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никого не оставляет...смотреть целиком
  6. Воланд 2
    Воланд - персонаж романа «Мастер и Маргарита», возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд – это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения встречаются в тексте романа ). Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля...смотреть целиком
  7. Роль фантастики в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Когда люди совершенно ограблены, как мы. с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" необыҹен уже тем, ҹто в нем тесно переплелись реальность...смотреть целиком