Страница: [ 1 ]  2  

На мой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением странной фантазии автора. Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу «узнавали» читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было подчеркнуто и именем «Воланд», которое встречается в «Фаусте» как одно из имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и усложнилась роль Воланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал сам автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владело огромное напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кой-кому, но его и половины не понимают».

Первые слушатели романа — современники автора — были чрезмерно сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их всемогущество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд — герой отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с Волан-дом необходима. Он «вывернет» душу и «выметет» из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да,» это не всегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может привести человека в отчаяние и даже свести с ума, но это необходимо каждому из нас.
Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию, которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе сформировав, как писал В. М. Жирмунский, «загадочный и сложный, опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ... бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное — не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время». Автор романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, — Ветхий завет, Талмуд и многие другие. Там он нашел, по-видимому, и такую функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенного читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного исполнителя. Исследования показывают, что здесь, как и в древневосточной книжности, место Сатаны определяется нередко как место управителя мира, т

Похожие сочинения

  1. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 1
    В этой горнице колдунья До меня жила одна: Тень ее еще видна Накануне новолунья. А. Ахматова Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова. Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого...смотреть целиком
  2. Бегемот 3
    Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой...смотреть целиком
  3. Любовь и творчество в "Мастере и Маргарите"
    К Маргарите и Мастеру любовь приходит в расцвете их жизни и к сожалению становится зависимой от книги Мастера. Когда на Мастера нападают критики из "Литературного общества", для него жизнь теряет всякий смысл - он человек для какого ничто...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Варенухи Ивана Савельевича
    Варенуха Иван Савельевич — администратор Варьете. Вместе с Римским В. дожидается появления исчезнувшего директора Варьете Лиходеева; они получают от него телеграммы из Ялты и пытаются придумать правдоподобные объяснения происходящему. В. звонит на квартиру...смотреть целиком
  5. Мне кажется «Мастер и Маргарита» бессмертное произведение
    Мне хотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу. Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никого не оставляет...смотреть целиком
  6. Тема греха и покаяния в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Над своим романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков работает в 30-е гг. В романе он поднимает острые и актуальные темы: судьба художника в государстве, художник и власть, а также философские проблемы. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Понтий Пилата
    Понтий Пилат — прокуратор Иудеи (исторический Пилат пребывал в этой должности в 26—36 гг.); «сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы» — имя героя составлено из имен родителей (Пила и Ат); в то же время прозвище «всадник Золотое Копье»...смотреть целиком