Страница: [ 1 ]  2  

На мой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением странной фантазии автора. Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу «узнавали» читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было подчеркнуто и именем «Воланд», которое встречается в «Фаусте» как одно из имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и усложнилась роль Воланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал сам автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владело огромное напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кой-кому, но его и половины не понимают».

Первые слушатели романа — современники автора — были чрезмерно сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их всемогущество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд — герой отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с Волан-дом необходима. Он «вывернет» душу и «выметет» из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да,» это не всегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может привести человека в отчаяние и даже свести с ума, но это необходимо каждому из нас.
Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию, которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе сформировав, как писал В. М. Жирмунский, «загадочный и сложный, опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ... бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное — не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время». Автор романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, — Ветхий завет, Талмуд и многие другие. Там он нашел, по-видимому, и такую функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенного читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного исполнителя. Исследования показывают, что здесь, как и в древневосточной книжности, место Сатаны определяется нередко как место управителя мира, то есть вещей земных и временных, в противоположность тому, кто ведает вечным и духовным.

Итак, подводя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд — фантастический персонаж. Но когда нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе. И он всегда подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность, чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.

Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался бы ни один человек, так как он поместил свой роман под знак европейской литературной традиции. Уже само название романа связано с гетевским «Фаустом». Именем «Маргарита» он напомнил читателю о главной героине трагедии Гете — возлюбленной доктора Фауста. Одного этого, я думаю, будет достаточно, чтобы заметить связь этих двух великих произведений, не считая других тонких намеков автора.

Главная идея романа, которая впоследствии раскрывается в нем полнее, заключена в эпиграфе:
... так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо...

Во-первых, этот эпиграф еще сильнее дает нам прочувствовать связь «Мастера и Маргариты» с «Фаустом». Во-вторых, в нем содержатся огромный смысл и идейное содержание романа. Если говорить о глубоком философском смысле отрывка из «Фауста», то сперва хочется отметить стремление автора показать силы добра и зла, показать их рядом. Булгаков в своем благородном стремлении сломал психологию и идеологию человечества, которая основывалась на том, что добро и зло — две вечно борющиеся и противостоящие друг другу силы. В понимании людей, они не име ли ничего общего между собой. Для людей зло было злом, а добро добром — две противоположности, которые нельзя было объединить. Но это глубокое» заблуждение. Не понимая, человек не видел истинной природы вещей. Даже с чисто логической точки зрения все противоположное притягивается. В данном случае тоже самое в мире, во Вселенной, где все взаимосвязано: не может быть добра без зла и света без тьмы. Человек себя считает венцом, венцом чуть ли не всей Вселенной. Но как он может себя приравнивать к Богу, когда он только разрушает и лишь немногие стремятся к созиданию. А все отчего? От неверия и от незнания. Творить зло и совершать при этом добро, что казалось бы нелепей, а ведь оно так и есть. Это нам и доказывает Булгаков в своем произведении.

Раньше даже считалось, что дьявол всего лишь ведает делами земными, бренными делами, материальными, в то время как Господь ведает вечным и духовным. Не следует забывать и того, что дьявол — это подлинный ангел.

; По своей сути роман очень глубок, он затрагивает такие важные вопросы, как: кто же заведует жизнью человека, в чем смысл этой жизни, велики ли границы человеческого разума и вопрос истины. На все эти вопросы односложно ответить трудно и на это уйдет много времени — годы, а может, и десятилетия.

Я думаю, Булгагов выполнил свою главную задачу, которую поставил перед собой, написав «Мастера и Маргариту». Он зажег в человеке веру. Ведь главное высечь искру, а там человек поймет все сам и сумеет найти в себе веру, в себе же самом.

Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима.

В 1937 году М.А. Булгаков решил вернуться к роману «Инженер с копытом», который стал называться «Мастером и Маргаритой», нужно было закончить его.

Эпиграф из трагедии И. В. Гете «Фауст» говорит о том, что между произведениями есть связь. Эта связь прослеживается на протяжении всего романа. Хочу начать с трагедии «Фауст». И.В. Гете проводит своего героя через все испытания, после них Фауст обретает внутреннюю гармонию. Фауст находит главную цель в жизни — это служение людям, борьба против зла, в возможности видеть результаты своей борьбы. В конце трагедии Фауст умирает. Кто победил? Все-таки Фауст: он познал истинную цель жизни, ему больше ничего не нужно.

Мастер в романе является автором романа о Пилате. Фауст у Гете переводит на немецкий язык Новый Завет (отрывок о Пилате). В виде пуделя проникает Мефистофель в дом Фауста:

Так вот кто в пуделе сидел:
Школяр, в собаке сокровенный!

Вспомним бал у Сатаны: Коровьев вешает на грудь Маргариты «изображение черного пуделя на тяжелой цепи». Мастер боится погубить Маргариту, он говорит: «Нет, сделать ее несчастной? На это я не способен». Фауст тоже переживает за свою возлюбленную:

Ах, даже к ней упав на грудь
И в нем заключив объятье,
Как мне забыть, как зачеркнуть
Ее беду, мое проклятье?

В романе «Мастер и Маргарита» главных героев в последний полет увлекает Воланд.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 1
    В этой горнице колдунья До меня жила одна: Тень ее еще видна Накануне новолунья. А. Ахматова Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова. Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого...смотреть целиком
  2. Бегемот 3
    Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой...смотреть целиком
  3. Любовь и творчество в "Мастере и Маргарите"
    К Маргарите и Мастеру любовь приходит в расцвете их жизни и к сожалению становится зависимой от книги Мастера. Когда на Мастера нападают критики из "Литературного общества", для него жизнь теряет всякий смысл - он человек для какого ничто...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Варенухи Ивана Савельевича
    Варенуха Иван Савельевич — администратор Варьете. Вместе с Римским В. дожидается появления исчезнувшего директора Варьете Лиходеева; они получают от него телеграммы из Ялты и пытаются придумать правдоподобные объяснения происходящему. В. звонит на квартиру...смотреть целиком
  5. Мне кажется «Мастер и Маргарита» бессмертное произведение
    Мне хотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу. Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никого не оставляет...смотреть целиком
  6. Тема греха и покаяния в романе «Мастер и Маргарита»  Новое!
    Над своим романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков работает в 30-е гг. В романе он поднимает острые и актуальные темы: судьба художника в государстве, художник и власть, а также философские проблемы. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Понтий Пилата
    Понтий Пилат — прокуратор Иудеи (исторический Пилат пребывал в этой должности в 26—36 гг.); «сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы» — имя героя составлено из имен родителей (Пила и Ат); в то же время прозвище «всадник Золотое Копье»...смотреть целиком