На мой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением странной фантазии автора. Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу «узнавали» читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было подчеркнуто и именем «Воланд», которое встречается в «Фаусте» как одно из имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и усложнилась роль Воланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал сам автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владело огромное напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кой-кому, но его и половины не понимают».

Первые слушатели романа — современники автора — были чрезмерно сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их всемогущество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд — герой отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с Волан-дом необходима. Он «вывернет» душу и «выметет» из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да,» это не всегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может привести человека в отчаяние и даже свести с ума, но это необходимо каждому из нас.
Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию, которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе сформировав, как писал В. М. Жирмунский, «загадочный и сложный, опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ... бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное — не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время». Автор романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, — Ветхий завет, Талмуд и многие другие. Там он нашел, по-видимому, и такую функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенного читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного исполнителя. Исследования показывают, что здесь, как и в древневосточной книжности, место Сатаны определяется нередко как место управителя мира, то есть вещей земных и временных, в противоположность тому, кто ведает вечным и духовным.

Итак, подводя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд — фантастический персонаж. Но когда нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе. И он всегда подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность, чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.

Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался бы ни один человек, так как он поместил свой роман под знак европейской литературной традиции. Уже само название романа связано с гетевским «Фаустом». Именем «Маргарита» он напомнил читателю о главной героине трагедии Гете — возлюбленной доктора Фауста. Одного этого, я думаю, будет достаточно, чтобы заметить связь этих двух великих произведений, не считая других тонких намеков автора.

Главная идея романа, которая впоследствии раскрывается в нем полнее, заключена в эпиграфе:
... так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо...

Во-первых, этот эпиграф еще сильнее дает нам прочувствовать связь «Мастера и Маргариты» с «Фаустом». Во-вторых, в нем содержатся огромный смысл и идейное содержание романа. Если говорить о глубоком философском смысле отрывка из «Фауста», то сперва хочется отметить стремление автора показать силы добра и зла, показать их рядом. Булгаков в своем благородном стремлении сломал психологию и идеологию человечества, которая основывалась на том, что добро и зло — две вечно борющиеся и противостоящие друг другу силы. В понимании людей, они не име ли ничего общего между собой. Для людей зло было злом, а добро добром — две противоположности, которые нельзя было объединить. Но это глубокое» заблуждение. Не понимая, человек не видел истинной природы вещей. Даже с чисто логической точки зрения все противоположное притягивается. В данном случае тоже самое в мире, во Вселенной, где все взаимосвязано: не может быть добра без зла и света без тьмы. Человек себя считает венцом, венцом чуть ли не всей Вселенной. Но как он может себя приравнивать к Богу, когда он только разрушает и лишь немногие стремятся к созиданию. А все отчего? От неверия и от незнания. Творить зло и совершать при этом добро, что казалось бы нелепей, а ведь оно так и есть. Это нам и доказывает Булгаков в своем произведении.

Раньше даже считалось, что дьявол всего лишь ведает делами земными, бренными делами, материальными, в то время как Господь ведает вечным и духовным. Не следует забывать и того, что дьявол — это подлинный ангел.

; По своей сути роман очень глубок, он затрагивает такие важные вопросы, как: кто же заведует жизнью человека, в чем смысл этой жизни, велики ли границы человеческого разума и вопрос истины. На все эти вопросы односложно ответить трудно и на это уйдет много времени — годы, а может, и десятилетия.

Я думаю, Булгагов выполнил свою главную задачу, которую поставил перед собой, написав «Мастера и Маргариту». Он зажег в человеке веру. Ведь главное высечь искру, а там человек поймет все сам и сумеет найти в себе веру, в себе же самом.

Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима.

В 1937 году М.А. Булгаков решил вернуться к роману «Инженер с копытом», который стал называться «Мастером и Маргаритой», нужно было закончить его.

Эпиграф из трагедии И. В. Гете «Фауст» говорит о том, что между произведениями есть связь. Эта связь прослеживается на протяжении всего романа. Хочу начать с трагедии «Фауст». И.В. Гете проводит своего героя через все испытания, после них Фауст обретает внутреннюю гармонию. Фауст находит главную цель в жизни — это служение людям, борьба против зла, в возможности видеть результаты своей борьбы. В конце трагедии Фауст умирает. Кто победил? Все-таки Фауст: он познал истинную цель жизни, ему больше ничего не нужно.

Мастер в романе является автором романа о Пилате. Фауст у Гете переводит на немецкий язык Новый Завет (отрывок о Пилате). В виде пуделя проникает Мефистофель в дом Фауста:

Так вот кто в пуделе сидел:
Школяр, в собаке сокровенный!

Вспомним бал у Сатаны: Коровьев вешает на грудь Маргариты «изображение черного пуделя на тяжелой цепи». Мастер боится погубить Маргариту, он говорит: «Нет, сделать ее несчастной? На это я не способен». Фауст тоже переживает за свою возлюбленную:

Ах, даже к ней упав на грудь
И в нем заключив объятье,
Как мне забыть, как зачеркнуть
Ее беду, мое проклятье?

В романе «Мастер и Маргарита» главных героев в последний полет увлекает Воланд. Фауста увлекает Мефистофель в «последний полет». Как будто М. Булгаков рассказывает свою историю Фауста и Маргариты. В трагедии «Фауст» Мефистофель и Фауст спорят о смысле жизни, об истине, о добре и зле.

Мы не можем назвать Воланда только злым героем. Ведь в Библии (в Ветхом Завете) Сатана — не враг Бога и людей, а сила, которая совершает правосудие. Он исполняет волю Бога, он рассказывает Богу о зле, которое совершается на земле. Мефистофель говорит о своем назначении:

Я — часть той силы,
Что вечно хочет
Зла и вечно совершает благо.

Так кто же он? Благо или зло? С помощью Воланда в романе показаны все отрицательные качества человека: атеизм, лицемерие, подхалимство, жадность, пьянство, безделие, лживость. За эти пороки наказывает Булгаков своих героев: Берлиоза, Ли-ходеева, Никанора Ивановича и других. Автор романа показывает мир литераторов, поэтов, писателей — мир лицемерия и лжи. Воланд наказывает их: Латунского, Мстислава Лавровича. Такие литераторы действительно были в жизни Булгакова: критик Осаф Литовский, Всеволод Вишневский. В образе Берлиоза Булгаков показал то общество, ведь в то время таких людей было много. Мефистофель очень похож на Воланда, но имя «Воланд» упоминается в трагедии «Фауст» как одно из имен Дьявола. Мастер нам напоминает самого Булгакова, он написал роман о Понтии Пилате без давления, этот роман — труд всей жизни. Критики были настроены против Булгакова, ведь они не были свободны, они не могли создать такого произведения. Булгаков верит: они будут наказаны, их наказывает Воланд. Воланд наказывает зло, хотя сам является «частью той силы».

Роман «Мастер и Маргарита» — о борьбе двух противоположных сил: добра и зла. Добро и зло будут существовать вечно, а значит — между ними всегда борьба:

Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!

Булгаков пытается предупредить, что среди нас есть такие люди, как Берлиоз, Никанор Иванович, Алоизий Могарыч. Булгаков сумел высмеять, предостеречь, предугадать, он показал, что истинные герои не пойдут поклоняться таким людям. Они предпочли другое.

Михаил Булгаков — писатель с трагической судьбой. Его произведения стали известны только после его смерти. Но даже сейчас они актуальны. Он пострадал от своего времени, но и вознагражден. Его произведения читает весь мир, его имя известно всем. Герои его произведений долго будут жить в наших сердцах. Булгаков — один из лучших: «Талант его столь же очевиден, как социальная реакционность его творчества». Свое сочинение я заканчиваю словами Воланда: «Рукописи не горят».