Страница: [ 1 ]  2  

Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. Всё счастливое и тяжёлое, что пережил Булгаков на своём веку, все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант вложил он в свой роман «Мастер и Маргарита» - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовой поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. О ком или о чём этот роман? О любви и нравственном долге, об истинном творчестве, о цельности мира, неразрывности света и тьмы, дня и ночи, добра и зла.

Добро и зло – понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро должно открываться людям, освещая им путь к истине. Истина. Какое глубокое и ёмкое слово. Истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта. Каждому человеку, хоть немного приобщённому к духовному опыту предшествующих поколений, свойственен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя ответственными за всё происходящее на земле, всю жизнь старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир. В поисках истины провёл свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый прожитый час. Страдал и мучился Фёдор Михайлович Достоевский, отыскивая в истине пути совершенствования души человека. Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала религия. Он был убеждён, что только через приобщение к Богу человек обретает веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих – это знак, которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются персонажи его книг. Герои романа «Мастер и Маргарита» реалистичны и современны. Именно они помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки, за выбор того пути, который ведёт или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.

Миф о Понтии Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы, но порабощённой ложными интересами сегодняшнего дня. В рамках «романа в романе», сочинённого Мастером, Иешуа предстаёт перед жестоким и трусливым прокуратором как человек, а перед читателями романа – как сын Божий. И в этот момент тема добра и зла звучит не как тема торжества зла, а как тема предательства добра. Связано это, главным образом, с Понтием Пилатом. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознаёт, что Иешуа не виновен. Но Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат – человек сильный, но он понимает, что может выжить и преуспеть, лишь оставаясь рабом и слугой кесаря. И в самый важный момент он проявляет малодушие, отказывается от попыток спасти невинного Иешуа. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей не разделяю», - заявляет он. Образ Понтия Пилата драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, Понтий Пилат восклицает: «Погибли!» Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. После казни прокуратор лишается покоя. Он понимает, что Иешуа нёс людям добро, у него была чистая душа, только он мог свободно сказать своё слово о добре и истине. Этот проницательный, мудрый и простодушный человек был воплощением новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не заставили его изменить идее добра и милосердия. Он утверждал «царство истины и справедливости», где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верил в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит. Поэтому тема милосердия связывается в романе, в первую очередь, именно с ним. За своё малодушие Понтий Пилат наказан двухтысячелетними муками совести в каждую ночь полнолуния. Но эти страдания не становятся для него искуплением. И только сверхчеловеческая сила любви даёт ему милосердное прощение. Неслучайно Воланд обращается к Маргарите, сострадающей Пилату, сидящему в своём вечном каменном кресле: «Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать». Такое милосердие лишь доказывает, что свет, правда и добро могут победить.

Но победа эта всегда трудна, потому что силам света и добра всегда противостоят силы тьмы и зла, представителем которых в романе является Воланд и его свита. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы была глубоко новаторской. Воланд появляется, чтобы испытать героев, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра. По мнению Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восторжествовала справедливость. Эта мысль находит подтверждение и в словах Воланда при его беседе с головой Берлиоза: «…все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». Воланд справедлив, но суров. Поэтому он говорит Маргарите: «Никогда и ничего не просите!.. Сами предложат и сами всё дадут!» Иронический взгляд князя тьмы на окружающий мир близок автору. Воланд вглядывается в людей , стараясь выявить их пороки. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты всё то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд остаётся в Москве, но спадает покров серой повседневности, и человек предстаёт перед нами в своей наготе. Меру зла,порока и корысти он определяет мерой истины, красоты и добра. Может быть, поэтому читатель не испытывает никаких отрицательных чувств к этому герою. Князь тьмы, который должен внушать страх и ужас, скорее вызывает у нас улыбку, а иногда выглядит даже благородно, как одна из высших сил, которую готов принять разум. Неслучайно эпиграфом к роману Булгаков взял слова из «Фауста»:

…так кто ж ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет

зла и вечно совершает благо.

Воланд является вершителем правосудия. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но разве можно считать, что в романе порок наказан, и Воланд совершает благо? Конечно, он карает, творя справедливость, но делает это очень жестоко, так как рассматривает лишь поступки человека , а не его самого и его внутренний мир. От дел сатаны в людях мало что меняется к лучшему, да и не может измениться, потому что серьёзно больно само общество, в котором эти люди живут.

Автор романа, рассматривая взаимоотношения сил добра и зла, задаётся вопросом: «Зачем дьяволу нужна праведная душа, зачем Пилату нужна чистая совесть?» А ответ таков: как бы зло не торжествовало, оно знает, что добро существует, и эта мысль не даёт ему покоя. Силам зла необходима победа над чистой душой для самооправдания. В одной из последних глав романа к Воланду, по поручению Иешуа, является Левий Матвей просить за Мастера: «Я к тебе, дух зла и повелитель теней…» «Ты произнёс свои слова так, как будто не признаёшь теней, а также и зла», - замечает Воланд. И продолжает дальше: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. История любви Мастера и Маргариты
    (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности....смотреть целиком
  2. Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают...смотреть целиком
  3. Почему мне понравился роман «Мастер и Маргарита»
    Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» является одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая...смотреть целиком
  4. Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему
    Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис­тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна­жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро­мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто...смотреть целиком
  5. Основные проблемы в романе
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман «Инженер с копытом», но...смотреть целиком
  6. Роль фантастики в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Когда люди совершенно ограблены, как мы. с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" необыҹен уже тем, ҹто в нем тесно переплелись реальность...смотреть целиком
  7. Анализ эпизода из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» глава 25-я часть 2-я  Новое!
    Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель,...смотреть целиком