Страница: 1  [ 2 ]  

моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое, из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Булгакова меньше всего прельщало такое наслаждение. Ему дорого было то, что проповедовал Иешуа: добро, милосердие, царство истины и справедливости, где не будет никакой власти. Но этим далеко не исчерпывалось то, что, по его убеждению, нужно было людям для полноты жизни, для вечного движения мысли, для счастья. Без игры света и тени, без выдумки, без загадок жизнь, по Булгакову, не может быть полна. Следовательно, Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая тайное явным. Но законное его время – лунные ночи, когда господствуют тени, становясь причудливыми и таинственными. В такие ночи и свершается в романе всё самое невероятное и поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского быта: полёты Маргариты, Великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом туда, где ждёт их вечный приют и покой.

Рассказывая нам романтическую историю Мастера и Маргариты, автор показывает, что всепоглощающая любовь может изменить окружающий мир. Поведение этих героев определяется не стечением обстоятельств, а следованием своему нравственному выбору. Мастер пишет роман об Иешуа и Понтии Пилате, в котором пытается вернуть людям веру в высокие идеалы. Но сам от этих идеалов отрекается. В этом его можно противопоставить Фаусту. Герой Гёте весь устремлён к бесконечному познанию, перед его стремлениями оказываются бессильны силы зла. Истиной, которую постигает умирающий Фауст, являются слова: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Мастер же выглядит на этом фоне неудачником, который не смог до конца вынести испытания, выпавшие на его долю. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его.

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но не пессимизмом веет от финальных страниц книги. Ведь «рукописи не горят». На земле у Мастера остаются его бессмертный роман и ученик, которому суждено продолжить борьбу добра со злом. Борьба эта трудна, потому что грань между этими понятиями еле заметна. Мы, например, не сразу осознаём смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, можно не заметить, как наши поступки порождают зло.

Действительно, это очень серьёзная проблема. Она волновала многих замечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в романе «Преступление и наказание» о том, что мы перестаём видеть грань между хорошим и плохим. А А. П. Чехов призывал: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом». Булгаков же считал, что именно человек несёт ответственность за всё добро и зло, которые совершаются на земле, поэтому так остро звучит эта тема в его романе «Мастер и Маргарита». Это знаменитое произведение оставляет огромное впечатление, освещая окружающую жизнь каким-то невиданным светом, открывая новые горизонты в представлении о свободе и любви, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии, о добре и зле. Мы читаем роман взахлёб и с радостью открываем для себя великие ценности, таящиеся в его глубинах.


Страница: 1  [ 2 ]  

Похожие сочинения

  1. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  2. Миры романа М А Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Я хочу рассказать вам о замечательном романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита. Существуют книги, которые недостаточно прочитать один или два раза. Человек всю жизнь как бы поднимается по невидимой лестнице, поднимается неравномерно, то бегом, то застывая...смотреть целиком
  3. Писатель в России - всегда пророк (по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита")
    В девяностые годы в нашем литературоведении появилось такое определение: "невостребованный талант". "Невостребованный" временем, эпохой, читателями. Это определение с полным правом можно отнести к М.А.Булгакову. Почему же мощный,...смотреть целиком
  4. Размышления над прочитанной книгой (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    Недавно я перечитал роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Когда я открыл его в первый раз, то оставил почти без внимания ершалаимские главы, замечая только сатирические эпизоды. Но известно, что, вернувшись к книге через какое-то...смотреть целиком
  5. Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и...смотреть целиком
  6. Почему мне понравился роман «Мастер и Маргарита»
    Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» является одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая...смотреть целиком
  7. Композиция и система образов в романе «Мастер и Маргарита»
    Композиция - это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которая обеспечивает единство формы и содержания. Она зависит от особенностей художественного мышления писателя и жанровых признаков его произведения,...смотреть целиком