В повести «Собачье сердце», как и в повестях « Дьяволиада», « Роковые яйца», М. Булгаков выступает в качестве сатирика, следующего традиции Н. В. Гоголя. Как и в гоголевских произведениях, авторская позиция сатирика в «Собачьем сердце» выражена многомерно. Прежде всего, в произведении присутствует герой, который безусловно олицетворяет положительное начало и во многом является своеобразным рупором авторских идей. Речь идет о профессоре Преображенском, человеке высокого ума и независимых суждений, со многими из которых, безусловно, солидарен и автор. Вот что, например, говорит профессор об общественной ситуации, сложившейся в стране: «Что такое ваша разруха? Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать, каждый день начну у себя в квартире петь хором, у меня будет разруха… Террор совершенно парализует нервную систему» .

И о своем смелом эксперименте он говорит примерно теми же словами, которыми мог бы сказать и М. Булгаков: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей ». Еще одним важным способом выражения авторской позиции в повести является прием гротеска, выражающегося в совмещении несовместимого. Гротескным образом является прежде всего Шариков - полузверь, получеловек. Гротескна и действительность, которой Шариков становится уполномоченным по уничтожению бродячих


кошек и собак, в которой удостоверение, выданное домкомом, уравнивает в нравах вчерашнюю дворнягу и ученого с мировым именем. Так выражено критическое отношение писателя к текущей социальной действительности: все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, М. Булгаковым воспринималось как насильственное вмешательство в естеетвенный ход вещей, последствия которого будут плачевны.

Однако М. Булгаков, как и Н. В. Гоголь, думает не только о «текущем моменте». В центре его внимания - природа человека вообще „ соотношение в ней звериаого и сознательного. Ведь звериное начало есть и в профессоре Преображенском: во время операции у него « зубы сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск… он зверски оглянулся, зарычал - злобно заревел». Но это - в момент чрезвычайного напряжения всех сил, поведением же героя управляет сознание. В Шарикове все это меняется местами. Сознательное, умное безусловно ассоциируется в нем с собакой. Вспомним, что именно устами Шарика дается первая и чрезвычайно выразительная характеристика профессора Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим оттого, что «вечно сыт». Бродяга-пес наблюдателен и социально грамотен (стоит вспомнить его разграничения между «товарищем, «господином» и «гражданином»), он добр, осведомлен в медицине (о девушке, пробегающей мимо подворотни: «верхушка правого легкого не в порядке»), не лишен остроумия («ошейник - все равно что портфель»). Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из «Аиды», не любит жестоких людей. Словарь, интонации, темы рассуждений Шарика в кругозоре интеллигентного человека. Первые фразы Шарикова свидетельствуют об агрессии, нравственной нечистоплотности, невежестве. « Все у вас как на параде, - обвиняет он своих хозяев, - а так, чтобы по-настоящему - это нет». «По-настоящему» для Шарикова - значит грызть семечки, плевать на пол, нецензурно браниться и приставать к женщинам, напиваться и спать. Он искренен, когда заявляет, что его воспитатели «мучают себя». Культура для него мучение, и получается, что культура легче усваивается собакой, чем люмпен-пролетарием.

Повесть «Собачье сердце» - предостережение против насильственных социальных экспериментов. Одновременно эта повесть - размышление о двойственной природе человека, о полярных силах, определяющих его судьбу.