Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране в 1987 году.

Напечатать произведение было невозможно, поскольку открытым текстом автор раскрывает здесь волнующие его вопросы. В России идеологический отбор литературных произведений велся тогда на высоком уровне. Критика считала повесть памфлетом на современность — было чего бояться властям.

Профессор Преображенский является одним из главных действующих лиц произведения. Филипп Филиппович — гениальный ученый-медик, человек высокой культуры. Он имеет критичный ум, считает, что каждый должен заниматься своим делом. Ученый выступает против любой формы насилия. Отвергая революционное переустройство мира, Филипп Филиппович сам оказывается в роли революционера.

Он решает сделать из бродячей собаки человека высокой культуры. Для этого не просто пересаживает ей человеческие семенные железы и гипофиз мозга, получив из нее homo sapiens, а занимается воспитанием полученного экземпляра, Шарикова Полиграфа Полиграфыча. Только никакая культура не нужна бывшему псу, которому достались органы уголовника Клима Чугункина. «Все у вас как на параде… салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста — мерси», а так, чтобы по-настоящему, это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме», — возмущенно отчитывает Шариков знаменитого профессора.

Шариков наглеет, становясь все агрессивнее. Ни ласка, ни собственный пример Преображенского не помогают…

Эксперимент удался бы, если бы один Шарик стал «исходным материалом» для будущего человека. Однако сидящий в Полиграфе Полиграфыч трижды судимый Чугункин становится все увереннее. Ему покровительствует председатель домкома Швондер, который не только выправил «бумаги», а устроил на подходящую работу — заведующим подотделом очистки города от бродячих котов.

Бывший пес приводит на место настоящей прописки, то есть на «площадь» профессора, барышню, ведет себя по-хамски. Она верит, что Шариков — герой гражданской войны, даже собирается выйти за него замуж. Однако Полиграф, понявший, что Филипп Филиппович с девушкой серьезно поговорил, собирается устроить ей «сокращение штатов», «по адресу опасного Борменталя» он наводит револьвер, а профессору показывает кукиш.

Шарикова удалось вновь превратить в собаку Шарика: это вполне благовоспитанный домашний пес, повиливающий хвостом.

Комическая история, описанная в повести Булгакова, занимательна, но сквозь нее постоянно проступает второй план. Становится очевидным, что процесс, нечаянно спровоцированный Преображенским, давно идет в самой действительности. Мы видим столовую нормального питания, где служащие едят щи из вонючей солонины, а повар — «вор с медной мордой», завхоз — тоже вор.

Швондер — тот же Шариков, который не может устоять перед соблазнами, получив должность («Я теперь председатель…»). Человек в молодости наголодался, наунижался перед теми, у кого деньги и власть, теперь же он хозяин положения и будет жить так, как захочет. Именно для того, чтобы покомандовать над «интеллигенцией», Швондер оформляет Шарикову паспорт и прописку, натравливает его на профессора. Метафора «спустить собаку» приобретает реальное значение.

История по превращению Шарикова в собаку завершается вполне благополучно: посвежевший Преображенский занимается своим непосредственным делом, а добрый песик лежит на ковре у дивана. Это первый план повести, его помогает писателю завершить интеллигент-медик, прекрасный ученый Преображенский.

Финал второго плана М. А. Булгаков оставляет открытым, но догадаться о мыслях писателя в отношении современной ему действительности не так трудно: швондеры долго еще будут держаться за тепленькие места, а шариковы по-прежнему будут плодиться.

После «Собачьего сердца» сатирических повестей Булгаков не писал.

Шестьдесят лет произведение считалось запрещенным. Сейчас оно стало очень популярным: его читают, цитируют, любят люди из различных социальных слоев. «Собачье сердце» переиздавалось много раз, удачно экранизировалось. Повесть будет жить долго, потому что ее пронизывает чувство боли за человеческое несовершенство, стремление к такому социальному переустройству, которое позволило бы людям стать честнее, благороднее, лучше.