Страница: 1  [ 2 ]  

"в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же
потертых штанах и высоких английских сапожках. Страшный, неимо-
верный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошара-
шенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится,
что товарищ Шариков состоит заведующим подотделом очистки города
от бродячих животных. Конечно устроил его туда Швондер. На воп-
рос, почему же от него так отвратительно пахнет,монстр отвечает:
- Ну, что ж, пахнет... известно: по специальности. Вчера
котов душили - душили...
Итак булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок:
из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих со-
бак /и кошек, естественно/. Что ж, преследование своих - харак-
терная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заме-
тая следы собственного происхождения...
Следующий ход Шарикова - явление в пречистинскую квартиру
вместе с молодой девушкой. "Я с ней расписываюсь, это - наша ма-
шинистка. Борменталя надо будет выселить... - крайне неприязнен-
но и хмуро пояснил Шариков". Конечно, негодяй обманул девушку,
рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно,
что в пречистенской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал:
доведенные до белого каления профессор и его помощник стали за-
щищать девушку...
Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности -
донос-пасквиль на профессора Преображенского.
Нужно отметить, что именно тогда, в тридцатые годы донос
становится одной из основ "социалистического" общества, которое
правильней было бы назвать тоталитарным. Так как только тотали-
тарный режим может иметь в своей основе донос.
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют
человеческие качества кроме подлости, ненавести, злобы...
Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось
обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хо-
рошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над со-
бой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучи-
ми, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в
своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу
страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская
теза "большого скачка социалистической революции", глумливое
пренебрежение законами развития эволюции могло породить только
Шариковых.
В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел
длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и
в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по ро-
ду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес
собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной
собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на
уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир,
всю вселенную,чтобы их, эти звериные инстинкты удовлетворить. Он
гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким
образованием. Он гордится всем низким, потому что только это
поднимает его высоко - над теми, кто духом высок, кто разумом
высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог
возвыситься Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их
было и есть среди нас? Тысячи? Десятки, сотни тысяч?
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда
среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет чтобы проявиться.
И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскры-
тию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от
больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у ко-
торых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые
при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и
показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все
самое высокое и святое превращается в свою противоположность,
потому что в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. При-
ходя к власти нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому
что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства за-
меняет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия
для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердца-
ми. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное
из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что
они и сейчас среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые вре-
мена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смот-
ря ни на что, пройдут везде по головам других.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная уг-
роза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале
века остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением
грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашне-
му... На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что
страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления лю-
дей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не
одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни,
прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков,
описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется
верить, что это время настанет!...
Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны -
возможных, с другой - совершившихся) взаимодействия трех сил:
аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной
до уровня домкома духовной власти.


Страница: 1  [ 2 ]