Вошедший в сборник «Темные аллеи» рассказ И.А. Буни­на «Чистый понедельник» написан в 1944 году. Он совмещает в себе трагическое и лирическое начала. В центре сюжета про­изведения — любовная история. При этом для И.А. Бунина важны не столько сами события, столько чувства, эмоции ге­роев рассказа. В этом и состоит основная особенность боль­шинства его произведений. Их отличает наличие лирического сюжета, организованного по ассоциативному принципу.

Любовь для И.А. Бунина — кратковременный счастливый период жизни, который, к сожалению, всегда быстро заканчи­вается, но на долгие годы оставляет в душе героев неизглади­мый след.

Сюжет рассказа динамичен. Поступки героев до конца не объяснены, да и вряд ли поддаются логическому толкованию.

Не случайно автор часто употребляет в этом произведении эпитет «странный».

Герой рассказа — дворянин. Героиня принадлежит к купе­ческому сословию. Герой мечтает о браке, но его избранница нарочито уходит от серьезных разговоров на эту тему.



Поэтичный портрет героини создается при помощи ряда изысканных деталей. Это гранатовый бархат платья, черный бархат волос и ресниц, золото кожи лица. Символично, что героиня последовательно появляется в одежде трех цветов: в гранатовом бархатном платье и таких же туфлях, в черной шубке, шляпке и ботинках в Прощеное воскресенье и в чер­ном бархатном платье в ночь с понедельника на вторник. На­конец, в заключительной сцене рассказа возникает образ жен­ской фигуры в белом одеянии.

Особую значимость для создания художественного про­странства в произведении несет в себе игра света и темноты («Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее осве­щенные окна», «Темнел московский серый зимний день, хо­лодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов»). Подобные световые контрасты усиливают атмо­сферу загадочности и таинственности.

В рассказе много символических деталей: вид на Кремль и Храм Христа Спасителя, ворота как символ очищения, обретения праведного пути. Герой каждый вечер движется от Красных Во­рот к храму Христа Спасителя и обратно. В финале рассказа он оказывается у ворот Марфо-Мариинской обители. В последний вечер близости героев в дверном проеме он видит ее обнаженной в лебяжьих туфельках. Эта сцена тоже символична: героиня уже решила свою судьбу, она готова уйти в монастырь и от грехов­ной светской жизни обратиться к жизни праведной.

Рассказ состоит из четырех частей. При этом художест­венное время словно завершает определенный круг: от декаб­ря 1912 до конца 1914 года.

И.А. Бунин считал этот рассказ лучшим из всего того, что когда-либо написал. Судьба героини в нем в какой-то степени сим­волизирует судьбу России: писатель видел путь родной державы в очищении, а не в кровавых катаклизмах революционной эпохи.