Огонь, качаемый волной В просторе темном океана... Что мне до звездного тумана, До млечной бездны надо мной! И. А. Бунин Иван Алексеевич

Бунин был страстно влюблен в жизнь, в многообразие ее проявлений. Воображению художника претило все искусственное, заменяющее естественные порывы человека: радости и горести, счастье и слезы. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель показывает несостоятельность искусственной регламентации жизни, полный крах любых попыток заменить живую стихию какими-либо условными рамками, заставить ее подчиняться силе денег. Это, оказывается, так же невозможно, как повернуть вспять реки, усмирить океан, включать и выключать солнце. Да, все это очевидный абсурд, но есть круг лиц, считающих себя всесильными. Они накопили определенный капитал и считают себя вправе распоряжаться всем и вся. К таким людям писатель относит и своего героя — господина из Сан-Франциско. Он сам привык жить по некогда составленному образцу, и теперь, достигнув материального благополучия, хочет все вокруг заключить в удобные для себя рамки. Но окружающая жизнь намного богаче и многограннее, чем человек может о ней судить. Ее нельзя ограничить своим мирком, она стихийно прорывается то непредусмотренной погодой, то чрезмерно буйным проявлением стихии, когда швыряет утлый пароходик по волнам, мешая комфорту господина из Сан-Франциско и его семьи. Все это «портит жизнь», мешает полноценно наслаждаться заслуженным отпуском. «В день отъезда,— очень памятный для семьи из Сан-Франциско! — даже и с утра не было солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря. Капри совсем не было видно — точно его никогда не существовало на свете. И маленький пароходик, направлявшийся к нему, так виляло со стороны в сторону, что семья из Сан-Франциско пластом лежала на диванах в жалкой кают-компании этого пароходика, закутав ноги пледами и закрыв от дурноты глаза». Можно попытаться отгородиться от жизни прекрасными апартаментами, закрыть окна от свежего ветра, но не уйти от судьбы. Она предначертана свыше, ее не обманешь и не перехитришь. В самом начале путешествия происходит «незапланированная» смерть героя. Мне кажется, Бунин с иронией называет его «господином». Никакой он не господин, а раб Божий, подвластный общим законам мироздания. И сколько бы ни пыжился, считая себя «хозяином жизни», оказался таким же смертным, как и остальные, перед которыми чванился и кичился своим богатством, претендуя на исключительность. В конце рассказа писатель показывает полный крах подобных притязаний на исключительность. Человек — составная часть природы, он подчиняется ее общим законам, а не наоборот. И любая попытка изменить порядок мироздания обречена на провал. Очень интересно построен рассказ. Вначале кажется, все за регламентировано и подчинено воле самодовольного человека, но на протяжении рассказа писатель показывает жизнь, которая, как вода в половодье, неудержимо разливается, легко преодолевая условные рамки, и в конце — это обширный океан, торжествующий свое могущество и силу.

Похожие сочинения

  1. Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. — И.А.Бунин. «Господин из Сан-Фран-циско».)
    Для того чтобы оценить искусство писателя в создании характера, рассмотрим рассказ И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско” внимательно, аналитически. Во многих своих произведениях Бунин стремился к широким художественным обобщениям, анализировал общечеловеческую...смотреть целиком
  2. Господин из Сан-Франциско
    \\\\\\\"Душа душна\\\\\\\" Б.Пастернак Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как к средству существования, то богатые были бы гораздо счастливее, гораздо полноценнее, потому что...смотреть целиком
  3. Искусство создания характера
    Для того чтобы оценить искусство писателя в создании характера, рассмотрим рассказ И. А.Бунина “Господин из Сан-Франциско” внимательно, аналитически. Во многих своих произведениях Бунин стремился к широким художественным обобщениям, анализировал общечеловеческую...смотреть целиком
  4. Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Второй вариант)  Новое!
    Вечно лишь море, безбрежное море и небо, Вечно лишь солнце, земля и ее красота. Вечно лишь то, что связует незримою связью Душу и сердце живых с темной душою могил. И. Бунин Замечательный писатель И. А. Бунин, оставив в сокро­вищнице русской...смотреть целиком
  5. Жизнь и смерть в рассказе А. И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
    Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирут общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами....смотреть целиком
  6. Судьба господина из Сан-Франциско
    В основе сюжета рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» — судьба главного героя — «господина из Сан-Франциско ». Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает на Капри. Писатель лишает господина из Сан-Франциско имени, подчеркивая,...смотреть целиком
  7. Жанровое своеобразие рассказа "Господин из Сан-Франциско"  Новое!
    По жанру «Господин из Сан-Франциско» (1915) — рассказ, а его жанровое своеобразие определяется социальной и философской проблематикой. Социальные проблемы представлены в рассказе так: Бунин развенчивает власть богатства, показывая последствия этой...смотреть целиком