Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет…
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Как поразительно повесть Быкова "Облава" о судьбе крестьянина перекликается с этим стихотворением Пастернака осудьбе интеллигента.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?..
Вот он, роковой вопрос двадцатого века – за что и почему?
Облава – на кого? Облава – почему? Сколько этих облав было в двадцатом веке! Облава на немцев Поволжья и крымских татар, облава на Ахматову иЗощенко, облава на многих ученых, облава на Пастернака, Сахарова, Солженицына. Облава на крестьян, на интеллигенцию, нанарод. Облава стала формой существования общества и страны. Шаг вправо, шаг влево считается побегом. И все-таки бежали,шли на прорыв, сопротивлялись, сохраняли человеческое достоинство. "Но почему они тут стоят, кого ждут? И его осенило: они собрались ловить беглеца. Разошлись редкой цепью, как навойне или на зимней охоте на волка"."Облавой" называется повесть Быкова, "Облавой" называется ее последняя глава-кульминационная в повести. Хведор Ровба, окулаченный и раскулаченный, сосланный, под студеным Котласом в промерзшем болоте похоронившийжену, потом при страшных обстоятельствах дочь, через пять лет бежит и добирается до родного Недолища. Безотказныйтруженик , хороший и работящий хозяин, честный человек-так можно его охарактеризовать. И все эти годы ссылки, мучений и страданий и сейчас во время побега не оставляет его один и тот же вопрос. Вопросэтот как лейтмотив проходит через всю повесть: "Наживал годами, за немалую копейку, кровавыми мозолями и хребтом-своим и жены, трясся над каждой соткой земли , над каждой соломиной и щепкой. И потерял все в один миг и сам очутилсяна каторге. Только за что? Это проклятое "за что" раскаленным гвоздем сидело у него в голове".-"Вот как нелепополучилось. Так не по-людски, так не по-божески. Почему так? Теперь у него, как у малого ребенка, были десятки и сотнитаких почему, ответить на которые он не мог, сколько ни думал".-"Но как же все это стало возможно?" Вопросы, которые задает себе в повести Быкова белорусский крестьянин Хведор Ровба ,--это есть те самые краеугольныевопросы: почему и как все это стало возможным? И нет ничего труднее, чем ответить на них. Вообще, раскулачили не из-за того, что имел молотилку, а потому что донесли на него. Но главное, раскулачили "за то,что взял землю, за то, что работал с прибытком, за то , что любил свое дело". "Проклятая судьба уготовила ему в такоевремя родиться крестьянином".Вот за это и вот почему. Что же касается Змитера, который должен был Хведору тридцать рублей и который "подсказал раскулачить Хведора", то иэта деталь немаловажна. Атмосфера ожесточения, злобы, ненависти давала возможность и сводить счеты, и поживиться, и вообще творить все что угодно. От произвола не был застрахован никто. И здесь Быков абсолютно прав. Как точен и в том, что Хведор с его "хозяйским чувством" изгнан из родного дома, а Змитер, "самый никудышный хозяин вдеревне, у которого от бескормицы сдохла кобыла", бригадир. "Когтистым вороном закружилась" беда над Хведором. Наступило время воронов. И вот односельчане, комсомольские активисты, пограничники усраивают на Хведора, добравшегося-таки до бывшегосвоего дома, облаву, загоняют его в болото. И последнее, самое страшное в последние минуты жизни: во главе облавы"партийный сакратар", "зверуга", как назвал его накакнуне встретившийся старик, родной сын Миколка. Ни разу мы сами невидим Миколку , он постепенно входит в повествование через воспоминания и размышления отца. До самого последнего момента Хведор пытался ка-то оправдать сына: "не по своей злой воле, а из государственногоинтереса, "не по злобе, а по велению властей", и даже теперь, когда услышал голос сына, который командовал загонщиками:"Наверное не по своей воле-заставили". За несколько строк до конца повести мы услышим, как будет распоряжаться Миколка"твердым, начальственным голосом". Не заставили, сам все организовал, ведь собирался поменять фамилию, " чтоб, значит,ни духу".У Быкова нет трагизма карательного бытия сына, у него трагизм бытия отца.