Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей филосовской мысли Росии западнического направления.Он всегда привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, - его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из \\"филосифических писем\\" напечатанном при жизни автора.Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть филосовской концепции Чаадаева,так как опубликовано было только одно письмо при жизни.Кроме того, сами письма считались утерянными и найдены были только в 1935г. несколько писем не было опубликовано,так как в них Чаадаев положительно отзывается о религии.

Перейдем к изучению концепции Чаадаева.

Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом, поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего его религиозную установку.Не смотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит:\\" Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто христианский философ\\".

У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, натура искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не случайной, а всецело и до конца воодушевленной христианством. Если один из величайших мистиков христианского Востока (св. Исаак Сирианин) глубоко чувствовал \\"пламень вещей\\", то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувствовал \\"пламень истории\\", ее священное течение, ее мистическую сферу. В теургическом восприятии и понимании истории - все своеобразие и особенность Чаадаева.По теургической установке, Царство Божие строится при живом участии людей.Основная богос Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как Церковь.Действие христианства в истории во многом остается таинственным, по мысли Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в \\"таинственном его
единстве\\"(т.е. в Церкви).

Исходя из теургической оновы сыоей концепции, Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за ис-

торию(хотя исторический процесс таинствено и движется Промыслом), и поэтому решительно выражает против \\"суеверной идеи

повседневного вмешательства Бога\\". Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от-

ветственность и свободу человека.Но здесь его философские построения опираются на его антропологию, к краткому изложению

которой мы сейчас и перейдем.

\\"Жизнь (человека, как) духовного существа,- писал Чаадаев в одном из своих \\"Философических писем\\",- обнимает собой два

мира, из которых один только нам ведом\\".Одной стороной человвек принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но

от \\"животного\\" начала к \\"разумному не может быть эволюции\\".

Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде.Человек глубочаеше связан с обществом

бесчисленными нитями, живет обной жизнью с ним.Без сляния и общения с другими людьми мы были бы с дества лишены разумности

и не отличались бы от животных. Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай-

но важные выводы.Прежде всего,\\"происхождение\\" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, что

социальное общение уже заключает в себе духовное начало, - иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в

новых человеческих существах , но свет разумности хранится и передается через социальную среду.С одной стороны, индивиду-

альное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми,с существе своем исходит

от того, что выше людей - от Бога.

Из этой двойной зависимости человека(от социальной среды, от Бога)происходит не только пробуждение разума в человеке, но

здесь же находятся и корни его морального сознания.\\"Все бдаго, которое мы совершаем, есть следствие присущей нам способности

подчиняться неведомой силе\\".Этот супра-натурализм не переходит в окказионализм у Чаадаеваили какую-то бпредопределенность, -

наоборот, Чаадаев всячески утверждает реальность свободы человека.Однако свобода человека несет в себе разрушительную силу

и , чтобы подействовала ее разрушительная сила, она(свобода) нуждается в постоянном воздействии свыше.

Это учение о 2страшной\\" силе свободы у Чаадаева стоит в теснейшей связи с учением о поврежденности человека и всей

природы, - учением о первородном грехе.Для Чаадаева \\"Субъективных\\" разум полон \\"обманчивой самонадеянности\\"; идеология

индивидуализма ложна по существу, и поэтому Чаадаев без колебания заявляет: \\"Назначение человека - уничтожение личного бы-

тия и замена его бытием вполне социальным или безличным\\".

Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он выразил лишь попутно, определялись его критикой кантинеанства, с олной

стороны, а, сдругой стороны, критикой Декертовской остановки на эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть \\"начало

искаженное,искалеченное,изврещенное произволом человека\\". Для Чаадаева источник знания - \\"столкновение сознаний\\",иначе гово-

ря, взаимодействие людей.Чаадаев, конечно, не отвергает опытного знания, но весь чувственный материал руководствуется иде-

ями разума.

Если реальность \\"высшего сознания\\" стоит над сознанием одельного человека, - то ключ к этому, крома самой матафизики

человека, дан в еаличности исторического бытия, как особой форме бытия.Чаадаев подчеркивал, что христианстово раскрывается

лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обратный вывод - само историческое бытие не может быть понято вне

христианства.

Смысл истории осуществляется \\"божественной волей, властвующей в веках и ведущей род человеческий к его конечным це-

лям\\".Это есть концепция проведенциализма.По Чаадаеву творится Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть

понят лишь в линиях проведенциализма.Но Царство Божие для него творится на земле, - оттого христианство и исторично по существу, - его нельзя понимать \\"потусторонне\\".Для чаадаева (этого требовала логика его историософии) религиозное единство истории предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит божественная сила в историческое Бытие, то, тем самым, устанавливается единство самой Церкви.Отсюда высокая оценка Запада. \\"На Западе все создано христианством\\".

Высокая оценка западного христианства определяется у Чаадаева всецело историсофскими, а не догматическими соображениями.

Горячие и страстные обличения России у Чаадаева имеют много корней, - в них нет какой-либо одной руководящей идеи.

Чаадаев не смог включить Россию в ту схему проведенциализма, какуб навевала история Запада.Чаадаев откровенно признает ка-

който странный ущерб в самой идее провиденциализма: \\"Провидение исключило нас из своего благодетельного действия на чело-

веческий разум..., всецело предоставив нас самим себе\\".

В развитии своего филосовского мировозрения Чаадаев по-разному решал эту \\"загадку\\" России.В начале Он пришед к вы-

воду, что Россия предназначена для того, что-бы послужить уроком для остального человечества.Именно эта позиция варажна в

первом из \\"Философических писем\\"(которе было опубликовано).

Дальше эти мысли у Чаадаева приобретают большую определенность, он приходит к убеждению, что очередь для России еще

выступить на поприще исторического действия еще не наступила.

Дальше он развивает мысль: \\"Провидение сделало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне ин-

тересов национильностей и поручило наминтересы человечества\\".

Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России

возвращался к темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели

сравнительно мало сторонников.