Аркадина «Обворожительная пошлячка», «обаятельная каботинка», «самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость» — такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А. — «воля к самоутверждению и славе» (слова Н. Е.Эфроса о Л. Б.Яворской, в которой современники видели жизненный прототип А.).

Сын А. Треплев с тоской и ревностью говорит о том, что она «скупа»; не любит сына, присутствие которого напоминает ей, что она уже «немолода»; ведет «бестолковую жизнь», ревнива к чужой славе: «Попробуйте при ней похвалить Дузе…» И хотя она «бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой», по мнению сына, она «психологический курьез».

Однако за этим пристрастно воссозданным обликом А. скрывается цельная натура женщины-актрисы. Свою жизнь она поставила на службу профессии. Актерство пронизывает сердцевину ее личности и многое, если не все, определяет в ее характере. Судя по репертуару, А. — актриса «с шиком на великосветские роли» (ср.: Смельская в «Талантах и поклонниках» и Коринкина в «Без вины виноватых» А. Н.Островского). Гардероб — половина сценического успеха актрисы этого амплуа. Отсюда пресловутая скупость А.: «Ведь я артистка; одни туалеты разорили совсем». Отсюда ее «моложавость», необходимая для сцены. Для поддержания профессиональной формы, жизненного тонуса ей необходимо быть постоянно в работе, в движении, в «суете»; необходимо держать себя «в струне»: «Чтобы я вышла в сад непричесанная или в блузе…» Отсюда же ее лидерство в диалогах: она умеет «взять внимание», «задать тон», «захватить площадку», умеет «вести действие». В деревне А. «скучает и злится»: для нее «сидеть у себя в номере и учить роль гораздо веселее».

Замечательно жизнелюбие А., чье «озеро» полно энергии и жизни. В ее постоянной «живости» кроется «неистребимая воля к жизни» (П. А.Марков), неотделимая от «воли к славе и самоутверждению». Этой женщине и сейчас хочется «жить, любить, носить светлые кофточки». А. держит себя «в струне» не только профессионально, но и жизненно-психологически. Впереди у нее переход на «возрастные» роли (не отсюда ли «примерка» на досуге роли Гертруды?) и неизбежная потеря Три-горина. А. понимает это («Ты последняя страница моей жизни») и, формулируя главное «правило» своей жизни («не заглядывать в будущее»), проявляет своеобразный стоицизм: «Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, тому не миновать». Она превращает свою жизнь в постоянную борьбу с мимотекущим временем, ворующим ее молодость. Жизненную энергию она черпает в своих сценических триумфах, сверяя возраст не с календарем, а с успехом у студенческой молодежи («Как меня в Харькове принимали…»).

Непрерывная борьба с будущим, стремление «остановить» настоящее и насладиться им не оставляют героине сил ни на что другое: ни на чужое творчество, ни на подлинные материнские чувства. Она винит себя за это и просит сына простить «свою грешную и несчастную мать».

Между фразами «Я не Юпитер, а женщина» и «Я актриса, а не банкирша» поместилась вся А. — «слишком женщина» и «чересчур актриса».

Похожие сочинения

  1. Значение фамилий персонажей пьесы А. П. Чехова «Чайка»
    Выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов внес неоценимый вклад в развитие не только отечественной, но и мировой драматургии, добавил новые принципы в драму. Издавна этот вид творчества тяготеет к единству времени, места и действия, драма всегда...смотреть целиком
  2. Треплев - характеристика литературного героя
    ТРЕПЛЕВ - герой комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). В образе Т. Чехов раскрывает мироощущение человека «рубежного» времени, ведущей идеей которого становится идея «духовного избранничества». Эта идея волнует воображение Т., определяет его характер чувствований,...смотреть целиком
  3. Сюжет и проблематика в пьесе А. П. Чехова "Чайка"  Новое!
    Важнейшим событием в жизни А.П.Чехова стала постановка его пьесы Чайка Московским художественным театром. 17 декабря 1898 года состоялась премьера. Спектакль прошел с большим успехом, он явился историҹеским событием в жизни театра. Отныне летящая...смотреть целиком
  4. Главный конфликт пьесы Чехова «Чайка»
    “Чайка” — произведение для самого автора наиболее автобиографическое, личное. В пьесе, написанной в маленьком мелиховском флигеле, Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. Это пьеса и о людях искусства, о...смотреть целиком
  5. Особенности пьесы А. П. Чехова «Чайка»
    Выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов внес неоценимый вклад в развитие не только отечественной, но и мировой драматургии, добавил новые принципы в драму. Издавна этот вид творчества тяготеет к единству времени, места и действия, драма всегда...смотреть целиком
  6. Чехов в Мелихове и пьеса «Чайка»  Новое!
    В Мелихове была написана пьеса «Чайка» - программное, новаторское произведение Чехова-драматурга, посвященное проблемам искусства. Чехов борется в «Чайке» за идейную направленность искусства. Всякое художественное произведение, по словам Чехова, непременно...смотреть целиком