Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова - озеро. Как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», вода - одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода - первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода - это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Вода как «влага» вообще, как простейший род жидкости выступил эквивалентом всех жизненных «соков» человека. С мотивом воды как первоначала соотносится значение воды для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте.
И ритуальное омовение - как бы второе рождение. В тоже время водная бездна или олицетворяющее эту бездны чудище - олицетворение опасности или метафора смерти. Соединение в мифологии воды мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти находит отражение во встречающихся во многих фольклорных сюжетах различия живой и мертвой воды, животворящей небесной воды и нижней, земной соленой воды, непригодной для питья и орошения. Как бездна хаоса, вода - зона сопротивление власти бога - демиурга. Наконец, являя собой начало всех вещей, вода знаменует их финал, ибо с ней связан мотив потока .

В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно по этому нашу героиню - чайку так манит к себе вода. Но вода - стихия изменчивая, стихия, скрывающая в себе многие тайны. Вода - это жизнь, в тоже время это и смерть, черная бездна, в которую так и тянет заглянуть, испытать судьбу, очутившись наедине с непредсказуемой стихией. Озеро в пьесе - это больше чем пейзаж, театральная декорация. «Отчего люди не летают? …» - говорит Катерина из «Грозы». Героиня «Чайки» также собралась взлететь на крыльях любви, но обломала крылья. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально. Нина Заречная, появляясь впервые, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку …мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.

В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова - сбиваясь и путаясь в словах - сравнивает себя с чайкой: «Я - чайка». В сущности, по наблюдениям З.С.Полярного, «действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины - чайки к озеру»

Похожие сочинения

  1. Значение фамилий персонажей пьесы А. П. Чехова «Чайка»
    Выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов внес неоценимый вклад в развитие не только отечественной, но и мировой драматургии, добавил новые принципы в драму. Издавна этот вид творчества тяготеет к единству времени, места и действия, драма всегда...смотреть целиком
  2. Окрыленный образ «Чайки» Чехова
    Окрыленный образ «Чайки» стал в русском искусстве символом победы человеческого духа над всеми трудностями жизни. Призыв Чехова «не бояться жизни» был направлен против буржуазного искусства, которое всегда испытывало страх перед жизнью, то приукрашивая...смотреть целиком
  3. «Чайка» - новый этап в творчестве Чехова
    “Чайка” была написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав в ней людей искусства. Это пьеса о мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные...смотреть целиком
  4. Нина Заречная - характеристика литературного героя
    НИНА ЗАРЕЧНАЯ — героиня комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). Жизненный прототип — Л.С.Мизинова (по мужу Шенберг-Санина; учительница, певица, в 1901-1902 гг. актриса МХТ). Литературный прообраз — Катя, героиня повести А.П.Чехова «Скучная история». Красота...смотреть целиком
  5. Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской драматургии " (А.П.Чехов. "Чайка").
    В записных книжках Антона Павловича Чехова есть небольшая заметка\' "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть .." Это определение, как всегда у Чехова краткое, вводит нас в атмосферу его художественных и духовных...смотреть целиком
  6. Тригорин центральный персонаж комедии А.П. Чехова «Чайка»
    Линия Тригорина в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола «знаменитого писателя, любимца публики». Т. ходит в «рваных ботинках и брюках в клетку»; любит удить рыбу и «радуется, что поймал двух голавлей»; старается...смотреть целиком
  7. Образ Нины Заречной (ее мечтания в пьесе «Чайка»)  Новое!
    Мы с нетерпением ждем появления на сцене главной героини, но драматург не спешит ее выводить. Интересно, что в пьесе, до появления самой героини, мы узнаем о предыстории ее жизни, как бы заочно знакомясь с ней. О невеселой жизни Нины Заречной в доме...смотреть целиком