Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо, то есть коротко”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его

пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали,

за короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями, за которыми

читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Вот и сейчас в его рассказе “Тоска” достаточно нескольких предложений, чтобы понять

атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся

сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи,

спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности,

пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном

пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом

перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с

бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе — о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с

бабами лучше разговаривать на эту тему, “те хоть и дуры, но ревут от двух слов”. Однако

его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому

горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая

границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила...”

Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив “Тоски”. Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем “увлекается и рассказывает ей все”. Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом “бездушном” городе — это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

Похожие сочинения

  1. Сочинение по повести Чехова «Тоска»
    У старика извозчика Ионы умер сын («Тоска», 1886). Сломленный горем старик чувствует себя: бесконечно одиноким в огромном городе, полном «чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей…» Скоро неделя, как умер сын, а он еще ни с кем не смог поделиться...смотреть целиком
  2. Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова "Тоска"
    Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же...смотреть целиком
  3. Рецензия на рассказ А.П. Чехова “Тоска”
    С творчеством А.П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной...смотреть целиком