В сказке «Чудо-дерево» ребенок вначале узнает, что на дереве должны расти «листочки и цветочки», а потом уже 1ИДИТ необычное дерево, на котором растут «чулки да башмаки, словно яблоки». Перевертыши «живут» и в других сказках К. И. Чуковского, достаточно прочитать начало «Тараканища»:

* Ехали медведи
* На велосипеде.
* А за ними кот
* Задом наперед.
* А за ним комарики
* На воздушном шарике.
* А за ними раки
* На хромой собаке…

К малым жанрам в творчестве К. И. Чуковского относятся также загадки, прибаутки.

Загадки совершенны по форме, они легко запоминаются, содержат, как правило, интересный познавательный материал. Например:

* Паровоз
* Без колес!
* Вот так чудо-паровоз!
* Не с ума ли он сошел —
* Прямо по морю пошел!
* Или:
* Растет она вниз головою,
* Не летом растет, а зимою.
* Но солнце ее припечет
* Заплачет она и умрет.
* Художественные

Более сорока лет дети зачитываются сказками К. И. Чуковского и секрет его сказок закключается не только в богатстве содержания, в силе воспитательного воздействия, но и в совершенстве художественной формы этих произведений. К. И. Чуковский, говоря о мастерстве Н. А. Некрасова, отмечал его умение живописать словом, делать поэтические образы рельефными, зримыми. Это, прежде всего, отличает и его поэзию для детей. Дети «видят» своих героев, «видят» их поступки, действия. Многие описания — это своего рода поэтические рисунки:

* А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа.
* («Тараканище».)
* И вот по горам, по долинам
* Мишка шагает павлином,
* И блестит у него за спиной
* Золотой-золотой,
* Расписной,
* Синий-синий
* Павлиний
* Хвост.
* («Топтыгин и Лиса».)
* Но вот из-за Нила
* Горилла идет,
* Горилла идет, Крокодила ведет.
* («Бармалей».)

Создавая сказки, Чуковский был одновременно и своеобразным их иллюстратором. Так, он советовал к сказке «Тараканище» дать 28 рисунков, к «Мойдодыру» — 53. К. И. Чуковский был глубоко убежден в том, что поэт должен мыслить рисунками. Действие сказок всегда динамично, стремительно. Это достигается особой компоновкой событий, отсутствием длиннот. В развитии сюжета экспозиция, как правило, отсутствует:

* Ехали медведи
* На велосипеде…
* («Тараканище».)
* Одеяло убежало,
* Улетела простыня…
* («Мойдодыр».)
* «Отчего ты плачешь, Глупый ты Медведь?»
* «Как же мне, Медведю, Не плакать, не реветь?
* Бедный я, несчастный Сирота,
* Я на свет родился Без хвоста!»
* («Топтыгин и Лиса».)

Часто последовательность повествования нарушается необычным поворотом в развитии сюжета: едут медведи, комарики, раки — ничто не предвещает беды.

* Вдруг из подворотни
* Страшный великан,
* Рыжий и усатый Та-ра-кан!
* Таракан, Таракан, Тараканище!
* Он рычит, и кричит,
* И усами шевелит:
* «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!»

И действие начинает сразу «набирать высоту», возрастают драматизм, накал борьбы… Затем светлая концовка: добро побеждает зло, радость, ликование… Поскольку, как неоднократно подчеркивал К. И. Чуковский, ребенок любит движение, борьбу, действие, естественно, особая смысловая нагрузка в стихотворной строке падает на глаголы. Именно глагол «движет» действие:

* Тут и мыло подскочило
* И вцепилось в волоса,
* И юлило, и мылило,
* И кусало, как оса!
* («Мойдодыр».)
* Муха криком кричит, Надрывается,
* А злодей молчит, Ухмыляется.
* («Муха-Цокотуха».)
* Но вот по болотам огромный
* Идет и ревет бегемот,
* Он идет, он идет по болотам
* И громко и грозно ревет.
* («Бармалей».)