Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Ф.М. Достоевский.

Преступление и наказание Русская литература располагает богатым арсеналом средств в изображении человека. Мастера слова показывают зависимость поступков героя от его стремлений, переживаний, мыслей, страданий. Светлой верой в людей веет со страниц произведений XIX века. Писатели-реалисты психологически тонко исследуют внутренний мир своих персонажей. Слова Ф.М. Достоевского, великого гуманиста, о том, что «главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, сердце, чувства...», глубоки и правдивы. Нет ничего лучше доброты и великодушия. Мысль должна быть озарена любовью к людям, только такой ум возвышает человека. Сердцем чувствует жизнь Иван Северьянович Флягин, герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Добрыми чувствами руководствуется он, когда признается: «...мне за народ очень помереть хочется». Велика сила этих слов. Потому и дорог автору его герой, что в Иване Северьяновиче отсутствует рациональное начало, управляет внутренняя потребность служить людям.

Еще сильней жажда смиренного служения ближнему своему проявляется в Сонечке Мармеладовой, героине романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание». Она приносит себя в жертву ради других. Сонина всехристианская любовь к людям противопоставлена индивидуализму Раскольникова. Бесчеловечная теория «сильной личности» зародилась в воспаленном мозгу героя, Родионом управляло не сердце, а гордыня. Раскольников еще до совершения преступления слышал из уст пьяного Мармеладова о том, на что решилась Сонечка ради семьи. Потрясенный услышанным, измученный своей «соблазнительной дерзостью», герой приходит к жестокому умозаключению: «Ко всему-то подлец человек привыкает!» История Сонечки и цепь таинственных совпадений утвердили Раскольникова в необходимости проверить себя убийством. Заглушил голодный и нищий студент в себе голос сердца, которое «заставляло» его отказаться от совершения кровавого злодеяния.
Личная встреча Сонечки и Родиона состоялась при трагических обстоятельствах. Раскольников оказался свидетелем того, как Семен Мармеладов попал под лошадь. Желая хоть чем-то помочь, юноша попросил занести раненого в комнату, где проживала семья Мармеладовых. Мы симпатизируем Раскольникову, ведь его искренний позыв показывает, что в душе живут добрые чувства. Правда, он их сознательно заглушал, полагая, что это свидетельство человеческой слабости. Сонечка, оповещенная сестрой Полечкой, прибежала к отцу. «Она была тоже в лохмотьях, наряд ее был грошовый... Из-под... шляпки выглядывало худое, бледное, испуганное личико... Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Автор выделяет в портрете девушки ее чудесные глаза. Сонечка кажется очень хрупкой, беззащитной, но мы вскоре узнаем, что главное достоинство героини — это ее доброе сердце. Как сразу все это почувствовал Родион Раскольников! Он, отвергший мать и сестру, потянулся к Соне, так как понял, что девушка, занимающаяся позорным ремеслом, сумела сохранить чистоту души.

Юноша искушал Соню, пытаясь вызвать в девушке ненависть к тем, кто повинен в ее страданиях. Раскольников насмехался над верой Сони в Бога, спрашивая ее, многое ли воздается за молитвы. Тихая, робкая, униженная девушка неожиданно гневно и строго закричала: «Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..» Очень символична сцена чтения Евангелия. Автор показал два отношения к библейскому тексту. Скептический ум Раскольникова побуждает героя не богохульствовать, но с недоверием относиться к истории воскресения Лазаря. А Соня так искренне верит в Бога, что, читая Евангелие, начинает дрожать от религиозного восторга. Юноша предлагает девушке следовать за ним. «— У меня теперь одна ты, — прибавил он. — Пойдем вместе... Мы вместе прокляты, вместе и пойдем. — Куда идти? — в страхе спросила она и невольно отступила назад». Раскольников почти открыто намекнул, что он убил старуху и Лизавету. Однако Соня его намеков не понимала. Ее чистая душа и доброе сердце не позволяли подозревать человека в страшном преступлении. «Голова у ней кружилась. «Господи! Как он знает, кто убил Лизавету!..» Но в то же время мысль не приходила ей в голову. Никак! Никак!» Раскольников испытывал огромную потребность находиться рядом с Сонечкой. Он ей признался в совершении двойного убийства и тем самым переложил на девушку часть своих душевных мук. Героиня, исповедующая заветы всепрощения, смирения и любви к ближнему, призывает Раскольникова покаяться перед Богом и признаться людям в содеянном: «...скажи всем, вслух: «Я убил! Тогда Бог опять тебе жизнь пошлет». В Сониных словах совершенно нет никакого расчета, она не думает о том, что добровольное признание может смягчить приговор, девушка советует Раскольникову только то, что подсказало ей любящее сердце. Не сразу Родион следует совету Сонечки, в его душе нет пока места раскаянию, наоборот, тщательно анализируя все им сделанное, юноша в своем преступлении обвиняет саму старуху.

В эпилоге романа рассказывается о проведении следствия. Раскольников не оправдывается, но «даже как бы изъявлял желание сам еще более обвинить себя». В ходе следствия выяснилось, что Раскольников совершал и благородные поступки, только их никогда не афишировал. Сонечку не обманула ее интуиция, она ведь почувствовала, что Раскольников нарочно заглушил все свои добрые порывы, что озлобленный ум довел до исступления Родиона. Она хотела, чтобы заблудшая душа юноши очистилась от скверны. О себе Сонечка не думала совсем. Она последовала за осужденным Раскольниковым в u1057 Сибирь, на каторгу. Непросто складывались дальнейшие взаимоотношения героев. Писатель показал, что долгое время Раскольников не чувствовал раскаяния и злился на себя за то, что «не вынес... и сделал явку с повинной». Родион и Соню мучил, унижал, говорил грубые слова. Девушка терпела, ни в чем его не упрекала, потому что в ее сердце жила любовь. И все-таки чудо воскрешения души произошло. «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам... Их воскресила любовь... Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет... столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! Но он воскрес и знал это... а она — она ведь и жила только одною его жизнью!» Молодые люди еще не знали, что за новую жизнь «надо... заплатить... великим, будущим подвигом...». Но это, по справедливому замечанию писателя, уже новая история. В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский достиг высочайших вершин гуманизма. Разоблачив теорию крайнего индивидуализма и противопоставив ей принципы всепрощения и любви, писатель подтвердил абсолютную справедливость собственного вывода: «Главное в человеке — это не ум, а... добрые чувства».

Похожие сочинения

  1. Слово на могиле Достоевского
    Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем...смотреть целиком
  2. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования Ф М Достоевский По одному из произведений русской литературы XIX века
    "Что лучше — истина или сострадание?" Человек — вот правда! Надо уважать человека! М. Горький Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике...смотреть целиком
  3. О Достоевском и его мировоззрении
    Начать работу о Достоевском и его мировоззрении хотелось бы словами Л. Шестова, которые прекрасно выражают наше представление об этой личности. Достоевский, – писал он, – бесспорно, один из самых замечательных, но вместе с тем один из самых трудных представителей...смотреть целиком
  4. Духовные поражения и победы героев Ф.М.Достоевского
    "Бес богатства", "ротшильдовская идея" стали для Достоевского предметом специального художественного исследования в романе "Подросток". В мире разрушаемых ценностей, относительных идей, скептицизма и шатания в главных убеждениях...смотреть целиком
  5. Гениальность писателя неоспорима
    Максим Горький, во многом не соглашавшийся с Достоевским, порою страстно с ним полемизировавший, признавал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру». Искусство конца XIX и XX вв....смотреть целиком
  6. Мертвый дом Федора Достоевского
    Идеи меняются, сердце остается одно. Ф.Достоевский "Записки из Мертвого дома", вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и...смотреть целиком
  7. Сущность морали буржуазного общества в романах Достоевского
    Главный герой романа - Радион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: "комнатка его шагов в десять в длину, с желтыми, отклеившимися от стен обоями". И не смотря...смотреть целиком