Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Ф.М. Достоевский.

Преступление и наказание Русская литература располагает богатым арсеналом средств в изображении человека. Мастера слова показывают зависимость поступков героя от его стремлений, переживаний, мыслей, страданий. Светлой верой в людей веет со страниц произведений XIX века. Писатели-реалисты психологически тонко исследуют внутренний мир своих персонажей. Слова Ф.М. Достоевского, великого гуманиста, о том, что «главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, сердце, чувства...», глубоки и правдивы. Нет ничего лучше доброты и великодушия. Мысль должна быть озарена любовью к людям, только такой ум возвышает человека. Сердцем чувствует жизнь Иван Северьянович Флягин, герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Добрыми чувствами руководствуется он, когда признается: «...мне за народ очень помереть хочется». Велика сила этих слов. Потому и дорог автору его герой, что в Иване Северьяновиче отсутствует рациональное начало, управляет внутренняя потребность служить людям.

Еще сильней жажда смиренного служения ближнему своему проявляется в Сонечке Мармеладовой, героине романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание». Она приносит себя в жертву ради других. Сонина всехристианская любовь к людям противопоставлена индивидуализму Раскольникова. Бесчеловечная теория «сильной личности» зародилась в воспаленном мозгу героя, Родионом управляло не сердце, а гордыня. Раскольников еще до совершения преступления слышал из уст пьяного Мармеладова о том, на что решилась Сонечка ради семьи. Потрясенный услышанным, измученный своей «соблазнительной дерзостью», герой приходит к жестокому умозаключению: «Ко всему-то подлец человек привыкает!» История Сонечки и цепь таинственных совпадений утвердили Раскольникова в необходимости проверить себя убийством. Заглушил голодный и нищий студент в себе голос сердца, которое «заставляло» его отказаться от совершения кровавого злодеяния.
Личная встреча Сонечки и Родиона состоялась при трагических обстоятельствах. Раскольников оказался свидетелем того, как Семен Мармеладов попал под лошадь. Желая хоть чем-то помочь, юноша попросил занести раненого в комнату, где проживала семья Мармеладовых. Мы симпатизируем Раскольникову, ведь его искренний позыв показывает, что в душе живут добрые чувства. Правда, он их сознательно заглушал, полагая, что это свидетельство человеческой слабости. Сонечка, оповещенная сестрой Полечкой, прибежала к отцу. «Она была тоже в лохмотьях, наряд ее был грошовый... Из-под... шляпки выглядывало худое, бледное, испуганное личико... Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Автор выделяет в портрете девушки ее чудесные глаза. Сонечка кажется очень хрупкой, беззащитной, но мы вскоре узнаем, что главное достоинство героини — это ее доброе сердце. Как сразу все это почувствовал Родион Раскольников! Он, отвергший мать и сестру, потянулся к Соне, так как понял, что девушка, занимающаяся позорным рем

Похожие сочинения

  1. Слово на могиле Достоевского
    Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем...смотреть целиком
  2. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования Ф М Достоевский По одному из произведений русской литературы XIX века
    "Что лучше — истина или сострадание?" Человек — вот правда! Надо уважать человека! М. Горький Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике...смотреть целиком
  3. О Достоевском и его мировоззрении
    Начать работу о Достоевском и его мировоззрении хотелось бы словами Л. Шестова, которые прекрасно выражают наше представление об этой личности. Достоевский, – писал он, – бесспорно, один из самых замечательных, но вместе с тем один из самых трудных представителей...смотреть целиком
  4. Духовные поражения и победы героев Ф.М.Достоевского
    "Бес богатства", "ротшильдовская идея" стали для Достоевского предметом специального художественного исследования в романе "Подросток". В мире разрушаемых ценностей, относительных идей, скептицизма и шатания в главных убеждениях...смотреть целиком
  5. Гениальность писателя неоспорима
    Максим Горький, во многом не соглашавшийся с Достоевским, порою страстно с ним полемизировавший, признавал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру». Искусство конца XIX и XX вв....смотреть целиком
  6. Мертвый дом Федора Достоевского
    Идеи меняются, сердце остается одно. Ф.Достоевский "Записки из Мертвого дома", вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и...смотреть целиком
  7. Сущность морали буржуазного общества в романах Достоевского
    Главный герой романа - Радион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: "комнатка его шагов в десять в длину, с желтыми, отклеившимися от стен обоями". И не смотря...смотреть целиком